ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Закаливание>>Закаливание водой. Часть 6

Закаливание водой. Часть 6

Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигиенических целях. Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию, обливанию.

Гигиеническая ванна проводится после отпадения пуповины примерно на седьмой день жизни. До полного заживления пупочной ранки рекомендуется пользоваться кипяченой  водой.  Купания должны  доставлять  малышу  удовольствие, желательно их проводить в одно и то же время, постепенно они становятся ежедневными. Температура воды вначале должна быть в пределах +37 °С, к двум месяцам жизни ребенка ее постепенно снижают на 2—4°. Температуру воздуха в помещении, где проводится купание, вначале нужно поддерживать в пределах +24 °С. Перед каждым купанием желательно смазать носовые ходы и входы в ушные раковины стерильным маслом. Малыша нужно опускать в ванночку медленно, в первые дни лучше в тонкой пеленке. Если у него шелушится кожа, можно добавить в воду для купания одну столовую ложку глицерина.

Хорошей закаливающей процедурой является метод «холодного пятна»: в конце купания ребенка помещают в один конец ванночки, на другом открывают кран с холодной водой, пока температура воды не станет около +17 °С. Взяв ребенка за локти, «полоскающими» движениями перемещают из теплой воды в холодную, т. е. делают контрастную закаливающую процедуру (заканчиваем в теплой воде). С той же целью можно в конце купания обливать ребенка водой на 0,5—2° ниже температуры воды, в которой купали ребенка.

Гигиенические процедуры. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. В летнее время они могут умываться прохладной водой из-под крана, но, если эта процедура начинается в прохладное время, надо использовать теплую воду (+28 °С), постепенно (каждые 2—3 дня, температуру ее снижения определяют взрослые, ориентируясь на реакцию ребенка), снижая температуру на 1—2° и доведя до 18—17 °С. Сразу после умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1—2 мин.

Каждое подмывание ребенка раннего возраста, особенно на первом году жизни, следует использовать с целью закаливания. Подмывать следует слегка теплой водой, ополаскивать водой комнатной температуры (нейтральной для руки взрослого человека).

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем действие умывания. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченными водой нужной температуры. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину; собственно влажное обтирание продолжается 1 —2 мин. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем, делают легкий массаж до появления умеренного покраснения; вытирание продолжается также 1—2 мин.

Обливание. Еще больший закаливающий эффект достигается при обливании, так как организм испытывает воздействие не только температуры воды, но и давления всей ее массы. Обливают ребенка из ковша емкостью 1,5—2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат на близком расстоянии от тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук — кисти и предплечья. Собственно обливание продолжается 20—30 с, затем ребенка вытирают.

Следует обратить внимание на правильную организацию мытья ног: сразу после этой гигиенической процедуры стопы обливают водой соответствующей температуры. В тех случаях, когда у детей по каким-либо причинам ноги бывают холодными, им не делают холодных обливаний. Перед прохладным обливанием ноги должны быть теплыми, для этого их следует сначала вымыть или облить теплой водой.

Местная ванна. Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками — через эти области отводится 70% тепла. При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 °С. Наблюдая за реакцией детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения.

В теплое время года после предварительного закаливания воздухом игры с водой и обливание можно проводить под открытым небом, защитив при этом место игр от ветра.

Общие водные процедуры. Процедуры в душе, ванной не следует проводить раньше чем через 30—40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны 36—35 °С, продолжительность процедуры — 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребенка. По мере тренировки температуру воды в ванне не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 градуса холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно, достаточно быстро вытереть и одеть ребенка.

Контрастное обливание. При контрастных обливаниях ослабленных детей и детей, перенесших острые заболевания, температуру воды рекомендуется чередовать так: теплая (36—35 °С), прохладная (25—24 °С), вновь теплая (36—35 °С). Постепенно температура воды меняется: теплой до +40 °С, а холодной до 18 °С.

Детям здоровым, предварительно закаленным, редко болеющим, чередовать температуру воды можно по-другому: холодная (25—24 °С), теплая (36—35 °С) и вновь холодная.

После предварительного цикла закаливаний воздухом и водой целесообразно применять комбинированные воздействия — воздушная ванна и последующее обливание. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) не полезна, так как даже после тщательного вытирания кожа все-таки остается повышено влажной, во избежание избыточной потери тепла она должна быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоемах является очень сильным закаливающим средством благодаря тому, что свежий воздух, большая масса воды и солнечная радиация воздействуют на всю поверхность кожных покровов одновременно. Если есть необходимые условия, купание в открытом водоеме в безветренную погоду разрешается детям в возрасте старше 3 лет1, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха не менее +25 °С и воды не менее 23 °С (не более одного раза в день). Продолжительность купания постепенно увеличивается с 3 до 8 мин. Хорошо закаленным детям при ежедневных регулярных купаниях можно позволить купаться и в более прохладной воде, лишь сократив продолжительность купания.

Плавание. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам обучения плаванию детей с самого раннего возраста. Группа медицинских работников ФРГ провела исследование влияния на здоровье детей занятий плаванием начиная с грудного возраста. Они отмечают, что семи-восьмилетние дети, систематически занимающиеся плаванием, являют образец крепкого здоровья и отличного физического развития.

По данным 3. П. Фирсова, дети, занимающиеся с раннего возраста плаванием, не знают, что такое простудные заболевания. Занятия сделали их закаленными, дали отличную осанку, правильно поставленное дыхание, высокую координацию движений и большую выносливость.

Учитывая эти данные, медицинские работники и педагоги должны уделить особое внимание плаванию с раннего возраста. Опыт ряда домов ребенка, дошкольных образовательных учреждений, семей показал, что дети, в закаливании которых используется купание с элементами плавания, хорошо развиваются и меньше болеют.

При обучении плаванию необходимо строго соблюдать основные методические принципы: последовательность в применении различных упражнений, изменение условий их проведения в зависимости от возраста детей (изменение температуры воды, длительности пребывания ребенка в воде), постепенное увеличение физической нагрузки.
При обучении плаванию в грудном возрасте необходим строгий медицинский контроль за динамикой состояния здоровья детей, их реакцией на пребывание в воде, состоянием после купания.

Плавание не может быть заменено физическими упражнениями, так как оно само является элементом системы физического воспитания ребенка.

В каждом конкретном случае, исходя из условий семьи, необходимо продумать, как включить плавание в режим дня, чтобы не нарушить другие режимные моменты. Опыт показывает, что на первом году жизни целесообразнее организовывать плавание в первой половине дня. Когда дети переходят в большую ванну (бассейн) и уже владеют навыками пребывания в воде, занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня.

Организационно-методическую помощь в этой работе родителям должны оказывать детские поликлиники, где проводится обучение плаванию грудных детей.

Переход на другие статьи здесь

1.Закаливание. Введение

2.Основные принципы закаливания

3.Методы закаливания. Средства и методики закаливания

4.Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Противопоказания

5.Закаливание воздухом

6.Закаливание водой

7.Закаливание солнцем

8.Особенности закаливания недоношенных детей

9.Дети и баня. Определение степени закаленности организма

С любезного согласия авторов Л.Г. Голубевой и И.А. Прилепиной, кафедра поликлинической педиатрии РМАПО, использовано пособие для родителей «Закаливание малыша»

Дата: 13.03.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх