Здоровье>>Закаливание>>Закаливание воздухом. Часть 5
|
Закаливание воздухом. Часть 5 Самое мягкое средство повседневного закаливания — это закаливание воздухом. Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий. Для того чтобы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка. Постоянная смена воздуха обеспечивается проветриванием. Проветривая помещение, открывают двери, фрамуги или окна, расположенные на одной стороне комнаты (одностороннее проветривание), на смежных сторонах (угловое проветривание) или на противоположных (сквозное проветривание). Детей приучают находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем и при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей, допуская снижение температуры до 15—17 "С, и прекращают его за 20—30 мин до возвращения детей (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Для детей раннего возраста температура в помещении должна быть 22 °С. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребенку состояние теплового комфорта. Перегревание так же вредно, как и охлаждение. Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания. В это время (6—8 мин) ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, при проведении массажа и утренней гимнастики, которая вводится в начале третьего года жизни, ребенок тоже получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде (трусы, майка, тапочки). Для детей, отнесенных к III группе закаливания, рекомендуются кратковременные воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики и массажа, обтирание сухой рукавицей, сухим полотенцем. Обтирание ребенка сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дисталъные (расположенный дальше от центра или срединной линии тела) отделы конечностей, затем проксимальны (расположенный ближе к центру или к срединной линии тела).Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте еще нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям. В теплое время зарядку проводят при одностороннем проветривании, летом — на открытом воздухе, а в холодную погоду зимой — при закрытых окнах, но сразу после проветривания. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху (и только при этом условии), на все время бодрствования их можно оставлять в облегченной одежде (гольфы, рубашки (платья) с короткими рукавами) не только летом, но и зимой. Данная рекомендация должна восприниматься крайне индивидуально. Дети даже с легкими перинатальными расстройствами склонны к спазму периферических сосудов и больше подвержены охлаждению. При резком похолодании, особенно зимой, одежду нужно изменить; если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготки, рубашки, платья с длинными рукавами, чтобы им было тепло. Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играют прогулки.Основоположники педиатрии считали, что день, проведенный без прогулки, потерянный день в жизни детей. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребенка, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт. При температуре воздуха от +6 до -2 °С дети должны быть одеты в четырехслойную одежду — белье, платье (рубашку), трикотажную кофту (свитер), колготки, рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто детям не следует надевать кофту), сапоги. При снижении температуры до -3...-8 °С демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утепленные сапоги; при температуре от -9 до -14 °С дополнительно надевают вторые рейтузы, утепленные сапоги с носками. В летнее время дети постепенно переходят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. В настоящее время современная мода и промышленность предоставляют родителям и детям большие возможности при выборе одежды и обуви. Поэтому любая схема только примерная. Важно, чтобы ребенок был одет легко, тепло и мог двигаться. Курточка и пальто должны быть подобраны так, чтобы нигде не поддувало. Не надо закрывать рот плотным шарфом, так как увлажненный шарф охлаждается и ребенок дышит холодным воздухом. Обувь не должна быть тесной, поэтому иногда мы предпочитаем возврат к валенкам (желательно домашней валки), чтобы не нарушилось кровообращение в стопе. Для сна на воздухе есть спальные мешки. Важно, чтобы у ребенка были теплые руки и нос. Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается прежде всего кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались. Игры и спортивные развлечения не должны требовать чрезмерной подвижности. Прогулки и дневной сон в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на открытом воздухе в течение 4—5 ч. В весенне-летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть легкой (спортивный костюм или трусы и майка). Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе. Организация первой прогулки В летний период прогулки начинают с первой недели жизни ребенка. Каждая прогулка должна быть не менее 15—20 мин. Проводить их нужно в светлое время суток (в кружевной тени деревьев), общее пребывание на воздухе не менее 4 ч, по 1,5—2 ч на одну прогулку. Зимой гулять с ребенком (если масса его тела достигла 2500 г) следует начиная с четвертой недели его жизни. При температуре воздуха ниже -15 °С прогулка не проводится. Можно посоветовать родителям организовать дневной сон дома при открытой форточке или окне. Известный педиатр Г. Б. Гецов учил врачей и молодых мам: «Гулять в любую погоду, кроме особо отвратительной». Другой врач, К. Д. Губерт, основательница школы физического воспитания детей раннего возраста в нашей стране, всегда приводила немецкую поговорку «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Все эти высказывания относятся уже к прошлым столетиям. В настоящее время есть масса возможностей одеть ребенка по погоде и воспользоваться различными приспособлениями для прогулки в дождливую погоду. Правильно одеть ребенка — значит дать ему возможность свободно двигаться, при этом руки, ноги и нос его должны быть теплыми. В детский сад ребенка лучше всего сразу приводить одетым так, чтобы он мог свободно ходить, бегать и выполнять физические упражнения. Рекомендуется после температуры 22 °С одевать ребенка только в трусы и майку, а при снижении температуры постепенно увеличивать количество слоев одежды (майка + рубашка, майка + рубашка + свитер, майка + рубашка + свитер + куртка и т. п.). Важно, чтобы даже при -15 "С количество слоев одежды не превышало четырех, можно лишь менять их качество, т. е. рубашка (платье) может быть фланелевой, колготки шерстяными и т. п. Чтобы одежда не оказывала отрицательного влияния на позвоночник, можно рекомендовать легкие подплечники. Великолепная закаливающая процедура - сон на воздухе. Начиная с первых дней жизни желательно строить режим ребенка так, чтобы он мог «играть дома, а спать на улице» (так образно выражалась одна мама на приеме у врача). Это важно не только с позиций закаливания, но и для правильного моторно-психического развития ребенка. Некоторые родители тратят массу усилий на то, чтобы пробыть с ребенком как можно дольше на свежем воздухе. Некоторые родители кормят ребенка на прогулке, в результате чего прогулка длится 6—7 ч. И все это время ребенок проводит в ограниченном пространстве коляски. Движения его скованны, мышцы не работают, никакой информации он не получает, следовательно, психическое развитие его тоже страдает — никакого оздоровительного эффекта не будет. А в каком же случае будет оздоровительный эффект? Когда ребенок, соответствующим образом одетый, регулярно будет спать на свежем воздухе (в коляске на улице, на балконе, лоджии, наконец, в комнате при открытом окне). Авторам известны случаи, когда ребенка двух лет укладывали спать на балконе, закутывая в старый дедушкин овчинный тулуп и пристегивая ремнями к стульям, из которых была сконструирована своеобразная кровать. Этот случай приводится не для того, чтобы его повторяли в каждой семье, а для того, чтобы мы не забывали «сон на воздухе - великолепная закаливающая процедура даже у детей старше года». Это хорошо знают во многих санаториях и детских образовательных учреждениях. Тем более что спальные мешки сейчас тоже не проблема. Для организации сна на воздухе вовсе не обязательно, чтобы ребенок спал при температуре -20...-30 "С. Она может быть не выше +5 "С. Главное - повязать голову ребенка платочком (надеть легкую шапочку) и подоткнуть одеяло так, чтобы он не раскрывался. Если голова будет открыта, то ребенок будет забираться под одеяло и выделяющийся при дыхании углекислый газ будет мешать здоровому сну ребенка. Однажды на приеме молодой папа пытался убедить врача, что организовать прогулку нет никакой возможности. Оказалось, что они живут в трехкомнатной квартире и у ребенка есть своя детская комната. В ответ на предложение отвести одну из трех комнат под прогулочную папа удивленно сказал: «Как это? У ребенка же уже есть своя комната...» Дальше, как говорится, можно не продолжать. В погожие дни окна по возможности держите открытыми круглые сутки. В прохладную погоду и зимой проветривайте помещение не менее трех раз в сутки — утром, днем и перед сном. Помните, что в непроветренном помещении качество воздуха ухудшается, отчего ребенок быстро устает и чаще болеет. Хождение босиком. Очень полезно приучать детей ходить босиком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Сначала дети 5—10 мин ходят в носках, а затем босиком; время хождения постепенно увеличивается по показаниям врача. Хождение босиком оказывает влияние на функции всех органов (рис. 1).
Рис. 1. Точки соответствия внутренним органам на стопе по методу су-джок-акупунктуры Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо прогретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, что является предупреждением плоскостопия. Естественно, место прогулки должно быть очищено от стекол, грязи и пр. Ни о каком специальном закаливании не может быть и речи, если ребенок не гуляет из-за невозможности организовать прогулку. Не следует забывать о том, что, делая ребенку ежедневный массаж, мы проводим воздушные ванны, а также массируем стопу. Переход на другие статьи здесь 2.Основные принципы закаливания 3.Методы закаливания. Средства и методики закаливания 4.Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Противопоказания 8.Особенности закаливания недоношенных детей 9.Дети и баня. Определение степени закаленности организма С любезного согласия авторов Л.Г. Голубевой и И.А. Прилепиной, кафедра поликлинической педиатрии РМАПО, использовано пособие для родителей «Закаливание малыша»
|
|
Дата: 02.03.2013
|
|