![]() |
Здоровье>>Закаливание>>Методы закаливания. Часть 3.
|
Методы закаливания Иногда родители после очередного заболевания ребенка полны решимости: «Вот сейчас спросим у врача или в комнате здорового ребенка нужные рекомендации — и начнем». Но при виде памятки (или многочисленных памяток) их пыл остывает, так как в море цифр и методик трудно сосредоточиться и выбрать нужную именно вам. И здесь на помощь приходят четыре метода закаливания. 1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды). Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 °С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу. 2.Метод контрастный. Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем холодовых. Рецептор (от лат. receptor — принимающий) окончания чувствительных нервных волокон или нервная клетка, преобразующая воспринимаемое раздражение в нервный импульс. Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму (непроизвольное сокращение мышц без быстрого расслабления). Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном — Х(олод) — Т(епло) — Х(олод). 3.Метод без снижения температуры. Иногда к врачу приходят родители, готовые подробно записывать «Что? Как? Когда?» про закаливание. А в ответ слышат: «Начните с того, что мойте его каждый день, гуляйте каждый день» — и бывают разочарованы. И напрасно. Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д. 4.Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия). Отношение к интенсивному закаливанию у родителей и специалистов неоднозначное (много поклонников у метода интенсивного закаливания «Детка» П. К. Иванова). По телевизору мы можем увидеть такую картину: Зима. Снег. Люди одеты в шубы и дубленки, дети укутаны до самых глаз. В это время мама в купальнике с младенцем на руках окунается в прорубь, рядом кто-то бегает босиком, кто-то обливается водой из ведра, кто-то (сам одетый в шубу) окунает малыша в ледяную воду. Что это? Дань моде? Желание без хлопот получить закаленного ребенка? Попытка получить адреналин за счет здоровья своего ребенка? Что-то еще? Вот как пишет об этом доктор медицинских наук И. И. Гребешева: «Ученые-педиатры, наблюдавшие детей, подвергавшихся с раннего возраста интенсивному закаливанию, отмечают, что у них нередко выявляются различные нарушения в состоянии здоровья: повышенная возбудимость, иногда вялость, подавленное состояние, капризы, нарушение сна. Бывают и лихорадочные реакции, и нарушение функции почек, и изменение дыхательных путей вплоть до приступов бронхиальной астмы (хотя грамотно проведенное закаливание с учетом состояния здоровья ребенка способствует оптимизации состояния таких детей. — Прим. авторов). Не менее опасно развитие миозитов (воспаление мышц), радикулитов (это поражение корешков спинномозговых нервов, характеризующееся болями, нарушением чувствительности, иногда двигательными отклонениями), невритов (воспаление нервов и нервных корешков), обострение очагов хронической инфекции, снижение иммунитета и повышенная подверженность бактериальным и гнойно-септическим инфекциям, так как организм ребенка много сил тратит на адаптацию к экстремальным условиям». Адаптация - (синоним — приспособительная реакция) — приспособление организма (всех функциональных систем, органов и тканей) к изменяющимся условиям жизни, так, чтобы сохранялось относительное постоянство внутренней среды организма. В нашем пособии имеется в виду приспособление ребенка к новым социальным условиям (переход из семьи в детский сад, школу, поездка в санаторий и т. п.). Нужно ли подвергать детей такому риску? «Думайте сами, решайте сами...» — как поется в известной песне. Тот факт, что у некоторых детей процедуры интенсивного закаливания (ходьба босиком по снегу, купание в проруби и т. п.) не вызывают осложнений, не противоречит вышесказанному: это говорит об индивидуальной чувствительности к температуре, высокой реактивности сосудистого русла на холодовые воздействия, сформированности иммунной системы. Авторы этих строк имеют данные, свидетельствующие о том, что у ряда детей вследствие неблагополучно протекавших беременности матери и родов (хроническая гипоксия) имеется дефицит катехоламинов, т. е. гормонов, участвующих в стрессовой реакции ((от англ. stress — напряжение) — напряжение реактивности организма при действии чрезвычайных раздражителей, проявляющееся адаптационным синдромом). Здоровью этих детей интенсивное закаливание может нанести непоправимый вред, поэтому, прежде чем приступить к интенсивному закаливанию, поговорите с врачом, взвесьте все за и против и не забывайте о том, что вы несете ответственность за эксперимент на своем ребенке. Мы воспользуемся мнением известнейшего педиатра, академика Ю. Е. Велътищева: «Это — эксперимент на своих детях. Для некоторых детей — весьма опасен». Средства и методики закаливания Для закаливания ребенка раннего возраста используются факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе. Предлагаемая ниже схема только примерный перечень всех закаливающих воздействий на ребенка в течение дня. Она нуждается в некоторых добавлениях и расшифровке. Примерная схема закаливания детей раннего возраста
Впрочем, данные рекомендации могут быть только примерными. Все определяется возможностями семьи и особенностями состояния здоровья детей.
Переход на другие статьи здесь 2.Основные принципы закаливания 3.Методы закаливания. Средства и методики закаливания 4.Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Противопоказания 8.Особенности закаливания недоношенных детей 9.Дети и баня. Определение степени закаленности организма С любезного согласия авторов Л.Г. Голубевой и И.А. Прилепиной, кафедра поликлинической педиатрии РМАПО, использовано пособие для родителей «Закаливание малыша» |
|||||||||||||||||
Дата: 17.02.2013
|
|||||||||||||||||