Здоровье>>Закаливание>>Закаливание МАЛЫША. Часть 1
|
Закаливание МАЛЫША Введение Традиционно в нашей стране под закаливанием ребенка раннего возраста понимают выработку у него способности противостояния охлаждению. Поскольку жара в средней полосе России нас не балует, противостояние жаре не столь важная проблема. На самом деле, поскольку механизмы закаливания универсальны, нам представляется, что проблема гораздо шире. Вырабатывая устойчивость к холоду, мы тренируем адаптационные механизмы ребенка вообще, тем самым повышая его стрессоустойчивость. Мнения о важности и необходимости закаливания настолько противоречивы, что родителям порой очень трудно разобраться, а главными исполнителями и ответственными за все являются именно они, родители. Приведем несколько примеров за и против. Таблица 1
Если внимательно прочитать и то и другое, можно сказать: «И вы правы, и вы правы...» Даже при самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветра, дождя, сырости. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще он болеет. Поэтому мнение авторов книги — закаливать, обязательно, с первых дней жизни. Для этого предлагаем вам ознакомиться с основными принципами закаливания, некими «ключами» от тем, которые помогут выбрать необходимое средство, методы закаливания. В конце данного пособия авторы дают словарь медицинских терминов, которые встречаются в тексте. Для удобства в тексте книги они подчеркнуты горизонтальной линией.
ЗАКАЛИВАНИЕ Общие принципы Когда разговор заходит о закаливании, многие представляют себе людей, купающихся в проруби и бегающих босиком по снегу. И конечно же никогда не болеющих. А воспитатели детских учреждений чаще представляют себе обливание ножек малышей — процедуру очень трудоемкую и потому не вызывающую у них положительных эмоций. Родителей пугают многочисленные цифры и подробное описание методик. Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Кого мы называем по-настоящему закаленным человеком? Того, кто не страдает ни от холода, ни от жары, не боится сквозняков и проливных дождей, легко и без вреда для здоровья переносит любые неудобства повседневной жизни. Следовательно, необходимо закаливать ребенка ко многим факторам внешней среды. Природа наделила человека огромными приспособительными возможностями, но без постоянной тренировки, надлежащего руководства со стороны взрослого дети не могут реализовать эти возможности. Чтобы правильно закаливать ребенка, родители должны хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих факторов, методику и технику специального закаливания. Закалять — это значит систематически, многократно, дозирование воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболеваний. Закалить — это значит вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. Закаливание — это образ жизни! Процессами образования и отдачи тепла управляют центры, расположенные в гипоталамической области и коре головного мозга. Сигналы-команды по периферическим отделам нервной системы передаются к «исполнительным инстанциям». Центральная нервная система оказывает на теплопродукцию и теплоотдачу (выделение организмом тепловой энергии в окружающую среду) не только непосредственное влияние, но и через железы внутренней секреции: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. (См. рис. 1, 2.) Вспомним некоторые особенности системы терморегуляции ребенка.
Схемы регуляции теплопродукции (рис. 1) и теплоотдачи (рис. 2) ЦТ — центр терморегуляции, В — периферические отделы нервной системы, К — кровоток, Э — терморецепторы кожи, Р — терморецепторы сосудистого русла, И — терморецепторы внутренних органов, ТГ — терморецепторы гипоталамуса, Г — гипофиз, Щ —щитовидная железа, Н — надпочечник. 1 — мышцы, 2 — печень, 3 — другие внутренние органы, 4 — кожа, 5 — легкие. При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится гусиной и поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с двух — двух с половиной лет. Если всю поверхность кожи взрослого разделить на массу тела, мы получим 0,025 м2 на 1 кг. У ребенка это число равно 0,069 м2 на 1 кг, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи. Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек. 3. Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования: 2) расширение сосудов, прилив крови от внутренних органов к периферии, ощущение тепла. В настоящее время значительное число детей относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья (например, такие, как проявления аллергии (изменение реактивности организма к внешним воздействиям и к компонентам собственных тканей), постгипоксическая энцефалопатия (состояние головного мозга после кислородного голодания во время беременности и родов), различные заболевания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности кожи, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла). Сколько бы разнообразных методик специального закаливания ни предлагалось, при организации системы необходимо знать основные принципы и методы закаливания любого организма. Переход на другие статьи здесь 2.Основные принципы закаливания 3.Методы закаливания. Средства и методики закаливания 4.Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Противопоказания 8.Особенности закаливания недоношенных детей 9.Дети и баня. Определение степени закаленности организма С любезного согласия авторов Л.Г. Голубевой и И.А. Прилепиной, кафедра поликлинической педиатрии РМАПО, использовано пособие для родителей «Закаливание малыша» |
|||||||||||||
Дата: 09.02.2013
|
|||||||||||||