ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>Гиперактивный ребёнок или синдром дефицита внимания (СДВГ)

Гиперактивный ребёнок или синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

К неврологу часто обращаются родители с жалобами на то, что ребенок неспособен удерживать внимание на деталях из-за небрежности, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры; избегает и выказывает недовольство в выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Обращаются с жалобами на то, что дети часто теряют вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. И в тоже время у таких детей отмечается гиперактивность: вертятся сидя на стуле; часто встают со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, бегают, не могут спокойно играть. И у таких детей отмечается импульсивность: отвечают на вопросы не задумываясь, с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, вмешивается в беседы и игры.
Возможно у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В англоязычной литературе Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). В международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ Х) такие нарушения шифруют под диагнозом: «Нарушение активности и внимания».
Для этого синдрома характерны три составляющих:
1.нарушение внимания.
2. импульсивность.
3. гиперактивность.
Такие нарушения в последние годы в России и за рубежом становятся всё чаще. Почему такое происходит достаточно сложно объяснить. Возможно большей урбанизацией и активностью нашей жизни, большей напряжённостью, как для будущих матерей, так и детей и рядом других причин.

ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ СДВГ

1. Молекуляроно-генетические факторы.

Есть данные, что развитие  у детей СДВГ обусловлено наследственной предрасположенностью. Тогда выявляется, что один из родителей имел подобные симптомы в детстве.

Молекулярно-генетические факторы обусловлены  нарушением в работе переносчиков и рецепторов синаптического дофамина и норадреналина во время синаптической передачи в префонтральной коре.

И остальные две причины встречаются значительно реже:

2. Социальная среда (нестабильность и конфликты в семье, неблагоприятные взаимоотношения родителей с детьми).

3. Нарушение функционирования головного мозга с раннего возраста у недоношенных детей, а также последствие травм головного мозга и нейроинфекций.

Всё-таки наиболее частой и ведущей причиной СДВГ является первая. 

И сразу хочу сказать, что такой диагноз правомочен с пятилетнего возраста. В последнее время отмечается гипердиагностика. Ко мне на приём приходили дети, которым в 1,5 2 года, а то и до годовалого возраста ставят такой диагноз. Все дети должны быть активными. Гиперактивность ребёнка, не значит, что у него такой диагноз СДВГ, потому что у него ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Хотя в раннем детском возрасте могут проявляться симптомы такого нарушения: дети гиперактивны, имеют различные проблемы с засыпанием и поддержанием сна и в раннем возрасте (3 4 года) могут совсем отказаться от дневного сна.

Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом могут обнаруживается легкие нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц.
Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Что даже сказывается на выборе профессии.
Причинами этого синдрома могут быть патология течения беременности и родов, которые приводят к нарушению процессов созревания головного мозга, преобладание процессов возбуждения над торможением.
Постановка диагноза не составляет особых трудностей. Однако таким детям  иногда необходимо обследовать остроту слуха (аудиограмма), провести электроэнцефалографию, психологическое тестирование и др.

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ
Оказание помощи таким детям должно быть своевременным, носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и детей), методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом.
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации - это развешивание специальных листков-памяток. Листки вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листках-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери спортивную форму» и т.д.
  Методы психолого-педагогической коррекции, в том числе нейропсихологические коррекционные занятия, проводят психологи, педагоги-дефектологи и психотерапевты.
Используются методы на основе биологически обратной связи (БОС).
Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных не медикаментозных методов коррекции.

Другие статьи И.А. Воронова:

Нарушения сна у детей

Развитие детей до года

Гиперактивный ребёнок или синдром дефицита внимания (СДВГ)

Ревность ребенка

Заикание у детей

ИСТЕРИКИ У РЕБЁНКА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

К вопросу о левшизме

ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ И СЛОЖНЫЙ АУТИЗМ

ЭПИЛЕПСИЯ И ЛИЧНОСТИ

ТЕРАПИЯ ЭНУРЕЗА

ХОЛЕСТЕРИН – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Дата: 17.07.2012





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх