Первая общедоступная среднеформатная фотокамера Fujifilm GFX 100.
Наконец-то фотокамера среднего формата с матрицей 102 Мп оказалась в распоряжении нашего сайта www.ejeweek.ru. Естественно, это воплощение японского технического гения весом почти полтора килограмма не может не вызывать живейшего интереса фотографической общественности. Давайте предоставим слово одному из лучших фотографов портретистов, профессионалу SonyAlpha, амбассадору Hensel — Владу Шутову, который поделится впечатлениями от камеры.
Знакомьтесь - Fujifilm GFX 100 + GF110mmF2 R LM WR.
Вот такой роскошный комплект попал мне в руки. Жаль, что ненадолго. Но даже пара часов использования этой камеры дает основания для первых субъективных выводов, которые, конечно, не претендуют на особую полноту.
Фотограф Влад Шутов, модель Мария.
Я не буду приводить здесь подробные технические характеристики камеры, но упомяну только о тех, что представляются мне важными. Остальное вы можете посмотреть в интернете.
Матрица – 44*33 мм. То есть это такой «недосредний» формат с разрешением 100 мегапикселей. Ее особенности состоят, во-первых, в том, что она сделана по технологии BSI (back side illuminated), которая позволила убрать «провода» (т.е. обвязку светоприемников) на обратную сторону матрицы, что, в свою очередь, сделало возможным уменьшить зазоры между пикселями и увеличить их чувствительность к свету. Это увеличивает динамический диапазон при небольших значениях ISO и расширяет возможности съемки на высоких ISO.
Фотограф Влад Шутов, модель Мария.
Во-вторых, матрица выдает 16-битные файлы. Это, конечно, круто, хотя и возникает вопрос, где их смотреть? Я, честно говоря, не знаю таких мониторов. Но для постобработки в графическом редакторе возможность использовать 16-битные файлы очень ценна. Без сомнений.
Фотограф Влад Шутов, модель Мария.
В-третьих, датчики фазового автофокуса, расположенные на матрице, ускоряют фокусировку.
В-четвертых, матрица подвижна, и это первая широкоформатная камера, которая предлагает стабилизацию изображения, на основе движения матрицы.
Фотограф Влад Шутов. Кропы.
Подобно GFX 50S эта камера имеет подвижный съемный электронный видоискатель с отличным разрешением 5,76 мегапикселей без признаков мерцания.
Остальное более-менее привычно: ISO – 100-12800 (50-102400), тачскрин, серийная съемка 5 кадров в секунду, 1400 гр. без объектива…
Теперь о субъективных ощущениях при съемке.
Fujifilm GFX 100 – не самая легкая камера, конечно, - с объективом GF110mm F2 R LM WR она тянет на два с половиной килограмма. Но эргономика хороша – удобно и плотно лежит в руке и в горизонтальном и в вертикальном положениях.
Первое, на что я обратил внимание, - камера фокусируется на удивление быстро и бесшумно. Автофокус очень точный, в том числе и по глазу (правому, левому или ближайшему). Промахов практически не было.
Фотограф Влад Шутов. Кот Остап.
Меню. Весьма обширное, но интуитивно понятное (инструкцию читать было некогда). Конечно, новому владельцу стоит потратить час-другой, чтобы прочитать-таки инструкцию и настроить многочисленные кнопки, колесики, джойстики, а также «мое меню» под себя с учетом привычек и типа съемок.
Съемка. Этот процесс показал, что Fujifilm GFX 100 это камера не для репортажа, - я заметил некоторый лаг между нажатием на спуск и срабатыванием затвора. Запись файла на карту памяти тоже занимает время, хотя, размер буфера позволяет продолжать съемку, не дожидаясь окончания записи. Ну, и файл 198 мегабайт (при съемке в RAW) это серьезно.
Удивил автобаланс белого, на котором я снимал и с импульными источниками и при естественном свете. При естественном свете – на снимке я видел практически идеальный баланс. При импульсном – довольно холодный оттенок получился, но он легко исправился в редакторе.
Фотограф Влад Шутов. Фото и кроп ISO 5000.
Фотограф Влад Шутов. Фото и кроп ISO 1600.
Аккумулятор. Он (вернее, они – их два в камере) несколько разочаровал. При постоянно включенном мониторе и стабилизаторе его хватило меньше, чем на два часа, так что, вероятно, до 800 кадров, обещанных производителем, он вряд ли дотянет. Но, опять-таки, было слишком мало времени, чтобы точно проверить работоспособность аккумуляторов.
Тачскрин у камеры чуткий и удобный, особенно, когда нужно переместить область фокусировки или изменить что-то в меню. Для этих же целей можно, конечно, использовать и джойстик.
Все (кстати, перенастраиваемые) кнопки камеры тактильно заметные, так что можно управлять настройками камеры не отрываясь от видоискателя.
Но вот с колесиками выдержки/диафрагмы (по умолчанию) инженеры промахнулись, - мне они показались слишком маленькими, особенно учитывая габариты камеры, и с не очень внятной обратной связью.
Качество снимков. Просто отличное даже на высоких ISO (я снимал до ISO 5000). Каких либо артефактов, искажений цветов я не увидел. И 100 мегапикселей при наличии адекватного объектива, способного эти 100МП разрешить, впечатляют.
Общее впечатление от камеры самое положительное, - прекрасная картинка, хороший результат на высоких ISO, впечатляющая детальность изображения, удобство в использовании.
P.S. Надо учитывать, что при открытии в фотошопе (16 бит) изображение занимает почти 600 мегабайт, так что для обработки вам потребуется достаточно мощный компьютер.
P.S.1 Огромное спасибо замечательной модели Маше.
P.S.2 Отдельная благодарность коту Остапу и кошке Люське.
И заключение для полноты картины приведем несколько фотографий сделанных вне студии.
Фотографы Влад, Александр Сулимов.
Фотографы Влад, Александр Сулимов.
Фотографы Влад, Александр Сулимов.
Фотографы Влад, Александр Сулимов.
Фотографы Влад, Александр Сулимов.
1. Фотокамеры Fujifilm GFX 50S, Leica M-Monochrom, Leica M9-P с объективом Leica Noctilux-M 50mm f/0.95 6. Aspherical. Фотограф Влад Шутов.
2. Фотокамера M-Monochrom (Typ 240), продолжение знакомства. Фотограф Влад Шутов.
3. Первая общедоступная среднеформатная фотокамера Fujifilm GFX 100.
4. Великолепная четверка объективов — три Zeiss Otus и Sony FE 85 mm f/1.4 GM. Фотограф Влад Шутов.