Здоровье>>Советы невролога>>К ВОПРОСУ ОБ АУТИЗМЕ У ДЕТЕЙ
|
К ВОПРОСУ ОБ АУТИЗМЕ У ДЕТЕЙ
В понятие аутизм, врачи и обычные люди вкладывают разный смысл. Есть общепринятые положения, говорящие, что у детей с таким расстройством идёт нарушения социального взаимодействия, нарушения социального контакта, узость интересов, стереотипные движения, задержка речевого развития. Несмотря на это, врачи и просто люди под термином АУТИЗМ, подразумевают разные состояния. И надо понимать, что не всякая задержка речевого развития или различные нарушения поведения – это признаки аутизма. Часто используют термин расстройства аутистического спектра, (РАС). Дети с расстройством аутистического спектра разные, хотя имеют и определённые похожие симптомы. Да, и взгляды на аутистические проявления и их коррекцию со временем меняются. Я публиковал несколько заметок на тему аутизма (1,2), и недавно перечитав их, я понял, что сейчас некоторые моменты я бы написал по-другому. Мои взгляды, как врача на проблему РАС меняются, и со временем, вполне возможно, и этот текст меня не будет удовлетворять. И это правильно. Расширяются наши знания, научные исследования, меняются методы диагностики, лечения и др. В настоящее время информации об аутизме и аутистических проявлениях много, а 2 апреля объявлен Международным днем информирования об аутизме. Увеличилось ли количество пациентов с аутизмом и РАС в последнее десятилетие? Да, увеличилось и во всём мире, и в России, в том числе. Однако этот диагноз стал, если так можно выразиться, «модным». Иногда его ставят неоправданно, иногда раньше просто у таких детей писали: отставание психоречевого развития, олигофрения или использовали другое название. Однако дело не в терминологии, а в возможности выявить причины и лечить, реабилитировать данное состояние. Кадр из кинофильма «Человек дождя», 1988 г. Расстройство аутистического спектра чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. И у таких детей достаточно часто бывают судорожные приступы. У детей с РАС отмечаются нарушения внимания, памяти, отставание речевого развития, нарушение социального взаимодействия. Они могут необычно реагировать на малейшие детали, например, заметить соринку на полу и совсем не обращать внимание и игнорировать людей, животных. Дети с РАС избирательно реагируют на цвета, запахи, пищу, окружающие события и т.д. У таких детей могут наблюдаться даже избирательность в семье, например, хорошая реакция и контакт с мамой и игнорирование отца. Дети с РАС могут не различать взаимодействия с компьютером и человеком (3). Даже реакция на медикаменты у детей с РАС бывает разной, например, препарат, который должен успокаивать даёт резкое возбуждение.
Какие проявления аутизма можно наблюдать у детей до 1 года?
Правильней говорить, о каких-то нарушениях коммуникации, неправильного реагирования на окружающих людей и события, которые могут быть первыми проявлениями аутистического спектра, а могут и не привести к расстройствам аутистического спектра. Такие нарушения могут быть проявлением незрелости функционирования головного мозга, другими заболеваниями. И не всякое нарушение социального взаимодействия, и нарушение поведения – это признак аутизма. Приведу несколько примеров из моей практики: На приёме трёхмесячный ребёнок, я пытаюсь ему смотреть в глаза, но не могу поймать взгляд, нет контакта «глаза в глаза». В тоже время этот ребёнок фиксирует взгляд на игрушке и плавно за ней следит. При моей попытке убрать игрушку и посмотреть ему в глаза, ребёнок искривился в гримасе, ему было неприятно смотреть на лицо человека…
У детей с РАС очень часто отмечается повышенная чувствительность: к звукам, тактильному контакту, свету и т.д. Причём у всех всё индивидуально. И часто дети с РАС речь человека воспринимают, как неприятный шум. И вот, ко мне на приём приходят родители с двухлетней девочкой с жалобами, на то, что когда они с ней говорят, то она периодически закрывает руками уши. Я пообщался с ребёнком, посмотрел на поведение и т.д. и определил, что ребёнок закрывает уши демонстративно, мол я вас не хочу слышать. Это совсем другое, чем реагирование на речь при аутизме.
Причины аутизма и РАС.
Точные причины РАС и аутизма не известны. Точнее, есть множество нарушений различной природы, которые дают аутистические проявления. Правильней говорить, не об одном определённом заболевании, а о группе заболеваний с похожими симптомами. Чаще всего причинами развития аутизма и РАС называют генетические нарушения, которые дают неправильное формирование клеток головного мозга (4, 5). Изменения идут в разных участках головного мозга и даже периферической нервной системе. Наиболее часто развитие аутистического спектра наблюдается при синдроме Х-ломкой хромосомы (6). Группа учёных под руководством Стэна Скэфидэса (Stan Skafidas) выявили 237 маркёров в 146 генах, которые могут повышать или снижать риск развития раннего прогнозирования РАС. Помимо, генетических факторов вызывающих РАС, активно исследуются воздействия на плод ребёнка во время беременности женщины. Так риск возникновения РАС может наблюдаться у детей, матери которых в раннем сроке беременности перенесли стрессовые ситуации (7), а по данным канадских учёных, опубликованным в журнале «JAMA pediatrics», риск РАС вырастает на 87%, если во время беременности мать принимала антидепрессанты. Есть данные, что применение противоастматических препаратов, в частности агонистов бета-2-адренорецепторов, во время беременности повышают риск развития аутизма у будущего ребёнка (8). Риск развития РАС увеличивается на две трети, если во время беременности было воздействие пестицидов (по данным опубликованным в журнале «Environmental Health Perspectives»). Также есть данные о вредном влиянии химических веществ во время беременности женщины на развитие аутизма и РАС у родившегося ребёнка (9). Даже чрезмерное употребление во время беременности фолиевой кислоты и витамина В12 даёт риск развития РАС (10). Очень интересные данные были опубликованы в журнале «JAMA pediatrics», в 2015 году. В статье отмечалось, что гестационный сахарный диабет (но не диабет 2 типа) давал риск развития аутизма в полтора раза (11). Ещё раз: т.е., если женщина больна, сахарным диабетом 2 типа, то риск развития аутизма у ребёнка нет, а вот если во время беременности у женщины развивается гестационный сахарный диабет (диабет беременных), то риск возрастает в полтора раза! Есть указания, что перенесённая герпетическая инфекция во время беременности может провоцировать развитие РАС (12). Однако я осматриваю много детей, у матерей которых во время беременности были подобные нарушения, и у детей нет похожих проявлений. А бывает так, что матери говорят, что беременность протекала без видимых отклонений, а у ребёнка развивается РАС. И такие же факторы риска упоминаются и при развитии других заболеваний, например, детском церебральном параличе. Указания на патологическое течение родов и связи с риском развития РАС и аутизма я, в доступной мне литературе не встречал. Более того есть статья, где указывалось на то, что не доказана роль влияния на аутизм проведения кесарева сечения у женщин (13). В последнее время говорят о том, что факторы внешней среды играют более значимую роль, чем считалось ранее. Плохая экологическая обстановка, влияние на плод во время беременности нейротоксических средств, могут приводить к поражению клеток головного мозга, вызывать мутацию генов и формировать РАС. К таким препаратам относят тетрахлоэтилен (растворитель), ДДТ (пестицид), антипирен (содержит полибромированные дефениловые эфиры), ртуть (14). Я считаю, что очень важна обстановка, в которой ребёнок растёт и воспитывается, нужна ранняя социализация. Если у ребёнка есть какая-то генетическая предрасположенность и ребёнок воспитывается в ограниченных социальных условиях (мало общается с разными детьми, разными взрослыми и т.п.), то у него есть риск развития РАС (2). И, наконец, очень важный и наболевший вопрос. Вызывает или нет вакцинация развитие аутизма и РАС? Не вызывает! Этому есть множество подтверждений в научной медицинской литературе (15, 16), как уже отмечалась выше в публикации, нарушения в головном мозге, формируются до рождения ребёнка.
Лечение аутизма у детей.
Специфического лечения при РАС и аутизме нет. Нет ни «золотой», ни «серебренной» таблетки, которая бы лечила данное нарушение. Более того, учитывая то, что данные проявления могут быть обусловлены различными нарушениями, то и подход к методам лечения у таких детей очень и очень индивидуальный. Если какой-то препарат помог ребёнку с РАС, это совершенно не говорит, о том, что другому ребёнку он даст положительный эффект. Например, я знаю девочку с аутизмом, которая очень хорошо откликается на определённый препарат (специально не пишу его название), а при назначении другому пациенту, у него начались на приём этого препарата судорожные приступы. У детей с РАС и с аутизмом всё очень индивидуально. Однако разработка таких препаратов исследуется, особенно при сочетании аутистических явлений и судорожных приступов (17). Любое лечение надо начинать с питания (диеты) и режима. При различных заболеваниях необходима определённая диета. У нас ни у кого не вызывает сомнения, что при сахарном диабете нельзя употреблять быстроусвояемые углеводы. Так и при эпилепсии, гиперактивности, расстройствах аутистического спектра нужно начинать с питания (14). Однако тут опять же всё индивидуально. Кому-то из таких детей хорошо безглютеновая диета, а кому-то она не окажет эффекта. Есть данные, что у детей с РАС и эпилептическими приступами в организме не хватает лейцина, изолейцина, валина. Тогда в питании таких детей важно принимать: орехи, мясо (курица, индейка, печень), чечевица, рожь, яйца. Общепринятым и признанным является проведение специальных занятий с логопедами-дефектологами, нейропсихологами, социальными психологами и другими специалистами дефектологической направленности. Например, для улучшения социальных навыков используют методику виртуальных тренировок (18), методика АВА и др. Это очень важно, причём, если методика социализации, взаимодействия к окружающей обстановке и ситуации начинается раньше, тем, последствия становятся лучше, и адаптация проходит легче. Занятия должен проводить специалист, но родители должны сразу обучаться и им необходимо давать рекомендации по таким методикам. Родители должны научиться контактировать с ребёнком, привлекать внимание к своему лицу и к людям в целом, надо не провоцировать ребёнка на агрессивное состояние и стрессовые ситуации, но в тоже время постепенно приучать к новому: к чужим людям, к новой еде, к новому маршруту, к новому распорядку жизни и т.д. (19). Существует множество методов, так называемой альтернативной медицины, т.е. методы, не признанные официальной медициной. В определённых методах есть рациональное зерно, и они помогают некоторым детям с РАС и аутизмом, но опять же, не всем. Среди методов альтернативной медицины есть просто шокирующие, не имеющие здравого смысла. Альтернативные методы лечения официальная медицина пробует. Мне встречалось исследование указывающие на то, что утяжелённые одеяла не помогают при нарушениях сна у детей с аутизмом (20). И среди альтернативных методов есть лечение хелатами. Многие официальные врачи вызывают опасения при проведении таких методик детям. Так американский национальный институт психического здоровья (NIMH) в 2008 году отказался детям с аутизмом проводить хелирование. Я видел детей, которым в других странах проводили хелирование и у них не было никакого эффекта. Я не буду перечислять альтернативные методы лечения РАС и аутизма, их очень много и публикаций на эту тему тоже много. Хочу сказать, что перспективным лечением является методика генетической инженерии. Конечно, такая методика не будет полезна при всех видах РАС и аутизма, но при определённых генетических дефектах она даст положительный эффект. На данный момент основное лечение РАС и аутизма – это коррекционные занятия по различным методикам, причём их необходимо проводить, как специалистам, так и родителям и близким людям, контактирующим с ребёнком.
Источники информации:
1. И. Воронов «Этот загадочный и сложный аутизм" 2. И. Воронов «Кошки и расстройства аутистического спектра» 3. Neural and cortisol responses during play with human and computer partners in children with autism - Social Cognitive Affective Neuroscience, 2014; DOI: 10.1093/scan/nsu159 4. Patches of Disorganization in the Neocortex of Children with Autism - New England Journal of Medicine, 2014, doi: 10.1056/NEJMoa1307491. 5. Protein interaction network of alternatively spliced isoforms from brain links genetic risk factors for autism - Nature Communications, 2014; doi:10.1038/ncomms4650. 6. Синдром Мартина — Белл (синдром ломкой X-хромосомы). 7. Targeted placental deletion of OGT recapitulates the prenatal stress phenotype including. hypothalamic mitochondrial dysfunction - PNAS, 19.05.2014, doi: 10.1073/pnas.140120311). 8. In Utero Exposure to ß-2-Andregenic Receptor Agonist Drugs and Risk for Autism Spectrum Disorders // Pediatrics, 2016; doi: 10.1542/peds.2015-1316). 9. Prenatal exposure to common environmental factorsaffects brain lipids and increases risk of developing autism spectrum disorders - European Journal of Neuroscience, 2015; doi:10.1111/ejn.13028 10. International Meeting for Autism Research (IMFAR) 2016: Abstract 149.004, May 13, 2016. 11. Association of Maternal Diabetes With Autism in Offspring - JAMA, 2015, DOI: 10.1001/jama.2015.2707 12. Maternal Immunoreactivity to Herpes Simplex Virus 2 and Risk of Autism Spectrum Disorder in Male Offspring // Clinical Science and Epidemiology, 2017. DOI: 10.1128/mSphere.00016-17). 13. Research Review: Birth by caesarean section and development of autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta-analysis - The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2015, DOI: 10.1111/jcpp.12351). 14. И. Воронов «Диета при неврологических заболеваниях у детей» 15. Autism Occurrence by MMR Vaccine Status Among US Children With Older Siblings With and Without Autism - JAMA, 2015, DOI: 10.1001/jama.2015.3077 16. Anti-Vaxxers Fund Study That Finds Zero Link Between Vaccinations And Autism). 17. Shared functional defect in IP3R-mediated calcium signaling in diverse monogenic autism syndromes - Translational Psychiatry, 2015; 5 (9): e643 DOI: 10.1038/tp.2015.123) 18. Nyaz Didehbani et al., Virtual Reality Social Cognition Training for children with high functioning autism // Computers in Human Behavior, 2016; doi: 10.1016/j.chb.2016.04.033). 19. Autism Treatment in the First Year of Life: A Pilot Study of Infant Start, a Parent-Implemented Intervention for Symptomatic Infants - Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, DOI: 10.1007/s10803-014-2202-y) 20. Weighted blankets and sleep in autistic children--a randomized controlled trial - Pediatrics, 2014, DOI: 10.1542/peds.2013-4285).
Дополнительные источники информации:
Группа ВКонтакте «Занимательная медицина от Игоря Воронова» Статьи на русском языке по аутизму в группе VK «Занимательная медицина от Игоря Воронова» Обзор 150 статей по лечению и диетотерапии при аутизме на английском языке Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом Применение АВА в домашних условиях «Экстремальная любовь: аутизм» (фильм ВВС) Собака помогает мальчику с аутизмом Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Москва, Московский психолого-педагогический университет, улица Сретенка 29 (м. Сухаревская), +7 (499) 975-22-98. Принимают детей с 3 до 18 лет. Микроэлементы в лечении аутизма (видео)
Приглашаю в свою группу ВКонтакте «Занимательная медицина от Игоря Воронова». Изображения взяты из открытых источников в Интернете.
Другие статьи И.А.Воронова, врача высшей категории, кандидата медицинских наук по неврологии, Вы можете прочитать здесь: http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13
|
|
Дата: 07.07.2017
|
|