ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>КОШКИ И РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

КОШКИ И РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Люди делятся на «кошатников», тех, кто любит кошек и «собачников», тех, кто любит собак. И существует шуточное обращение к «собачникам», что если вы любите и кошек, то не говорите это другим «собачникам», они вас не поймут. И собаки часто не понимают кошек, и кошки настороженно относятся к собакам. Так и в популяции людей. Очень часто возникает не понимания между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми. И часто обычный человек не может понять и осознать действия детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Среди людей есть несомненные различия между мужчинами и женщинами, в том числе и в понимании окружающих процессов и мышлении. Более того, «кошатников» больше среди женщин, а «собачников» больше среди мужчин. Конечно, есть мужчины любители кошек, а среди женщин есть большие поклонницы собак, однако в большинстве именно женщины любят больше кошек. Так и в воспитании детей в большинстве случаев большую роль отдаётся женщинам, мамам. А с детьми аутистического спектра тоже в большей части случаев занимается мама ребёнка. Очень часто маме приходится не работать, а воспитывать, адаптировать, социализировать таких детей. Расстройства аутистического спектра очень многообразные, более того в настоящее время идёт формирование понимания этого нарушения, идёт сбор информации от чего это происходит и как это исправлять.

Расстройства аутистического спектра в последнее десятилетие увеличились в разы. Это происходит во всём мире, и в России в том числе. И от чего это происходит, нет достоверных данных в конкретном случае. Практически во всех источниках информации есть упоминание, что при раннем выявлении нарушений аутистического спектра, создаются лучшие результаты в адаптации и социализации таких детей.

 

А вот как заподозрить определённые нарушения, как их выявить, я постараюсь рассказать, а кошки нам помогут в этом вопросе. И покажу вам на практических примерах.

Я мужчина, а значит, теоретически я должен быть «собачником», так и есть. С пятилетнего возраста и до 18 лет моей жизни в нашей квартире, жили собаки. А когда я женился, то моя жена, как и большинство женщин, была «кошатником», и в нашей квартире стали жить и собаки и кошки. И я стал наблюдать и общаться с этими удивительными животными – кошками. Более того сейчас в нашей квартире живёт три кошки: кошка Дина 18 лет, кот Рудольф 8 лет и кот Оскар 2 года. Есть ли у кошки мышление? Несомненно, есть, но своё, своеобразное и отличное от мышления собаки и конечно человека.

Есть ли мышление у детей с расстройством аутистического спектра? Видимо есть, но своеобразное, отличающееся от мышления большинства людей. У них мышление более низкого уровня. И не развитие второй сигнальной системы – речи у таких детей и снижение интеллекта усложняет ситуацию. У них свой, часто не понятный нам взгляд на окружающий нас мир, на события, речь, запахи, цвета, людей и т.д. И в адаптации детей аутистического спектра используют энималтерапию (собаки, лошади дельфины). Канис-терапия – лечение с использованием специально обученных собак применяют у детей с расстройством аутистического спектра. А вот кошек в энималтерапии не используют.

Однажды ко мне подошла педиатр и сказала, что ребёнок, которому 2 месяца не фиксирует взгляд, не реагирует на неё и попросила, чтобы я, как невролог и окулист его посмотрели ещё раз. Дело в том, что незадолго до этого я осматривал ребёнка и ни чего не обычного у него не заметил, он фиксировал взгляд и следил за предметами. Мы с окулистом осмотрели этого ребёнка, он фиксировал взгляд, смотрел на нас, улыбался. Возникла не очень понятная ситуация. Тогда мы осмотрели этого ребёнка втроём. Он на меня и окулиста смотрел, улыбался, а вот педиатра игнорировал, смотрел как бы сквозь неё, не фиксировал на ней взгляд. Я рассказал родителям, что нужно проводить для стимуляции зрительного анализатора, социализации ребёнка. Сейчас этому ребёнку 3 года у него нет аутизма и даже явлений РАС. Однако в его поведении есть элементы, которые не укладывается в общепринятое поведение. Сложно сказать развился бы у ребёнка РАС или нет, но проводимые мероприятия дали своё положительное влияние.

Теперь снова вернёмся к кошкам. Если кошка с рождения растёт в загородном доме, ежедневно осваивает свою территорию не только дома, но и на земельном участке, то она не будет бояться покидать жилище. Если кошка до 2 лет находилась только в квартире, а затем её выносят на улицу, то у кошки будет шок. Понятный пример? Несколько похожую ситуацию мы можем наблюдать у детей со склонностью к РАС. Их надо социализировать с раннего возраста! Многие скажут, что я привожу не корректное сравнение, как можно сравнивать человека и животное - кошку. Соглашусь с вами. Нельзя их сравнивать. Но я постарался на примере кошек дать понятие о детях с РАС.

У детей с РАС и аутизмом своеобразный крик. Такие дети в возрасте 2 – 3 лет очень специфично кричат, когда заходят в медицинское учреждение. Сидя в кабинете и ещё не видя ребёнка, который зайдёт ко мне в кабинет, но слыша его крики в коридоре, я уже настораживаюсь.

Летом 2015 г. я в очередной раз вёл приём в клинике. В коридоре слышу сильный крик маленького ребёнка, да такой, что я не выдержал и вышел. Спросил, что возможно ребёнок голодный, и я тогда покажу маме, комнату для кормления. Она ответила, что ребёнку 3 месяца, и она всё время так кричит в новых незнакомых помещениях. Я ей предложил выйти на улицу, а когда я освобожусь, то выйду к ней и мы побеседуем. Через некоторое время я вышел на улицу, где стояла мама, а у неё на руках спокойно лежал ребёнок. Она сказала, что такой крик на чужие помещения у ребёнка где-то около 1 месяца, даже папа ребёнка, - продолжила разговор женщина, освежится другой туалетной водой, то ребёнок начинает кричать, что новый запах. Упс… Я рассказал, что нужно делать, как адаптировать ребёнка к новым запахам, новым зрительным ощущениям, новым помещениям, а вот на повторный осмотр через месяц она, к сожалению не пришла.

Как-то на приём ко мне пришла молодая пара с жалобами на то, что их шестимесячный ребёнок при обращении к нему и вообще когда кто-то говорит, то он, закрывает уши. У нас аутизм? – спросили родители, мы прочитали много информации в сети, и у нас сложилось впечатление, что это аутизм. Честно сказать, я сам был в недоумении и никогда ранее с таким не встречался, чтобы ребёнок в 6 месяцев при речевых звуках стал закрывать уши. Я подошёл к ребёнку и стал с ним говорить и … ребёнок стал руками закрывать уши. Эксперимент повторился несколько раз с одним и тем же результатом. Я сказал, что делать, в том числе и подключить энималтерапию. Через пару месяцев уже был хороший результат, ребёнок стал адекватным и социализированным с правильным поведением. Последний раз я осматривал его в 1 год, и ни каких отклонений у него не было. Конечно, если бы у ребёнка был истинный аутизм, то это бы не исправило кардинально ситуацию. Правильней говорить, что в настоящее время, когда на детей идёт большая нагрузка неправильная экологическая ситуация, влияние неблагоприятных урбанистических факторов и возможно не известных факторов, могут возникать определённые неправильные поведенческие реакции, не правильное формирование определённых социальных взаимодействий, но которые можно исправить в раннем возрасте. А если не правильно проводить мероприятия, или вообще их не проводить, то можно ухудшить ситуацию. Помните пример с кошкой, которую, если не выносить первые 2 года из квартиры, то потом выход из помещения, для неё является шоком, как для любого неподготовленного человека будет шоком попадание в безвоздушное пространство космоса. А для детей с РАС часто новые помещения, определённые запахи, определённые цвета и другое новое является чужеродным, опасным и страшным.

Кстати, когда я писал эту статью, то мне мешал мой кот. Постоянно запрыгивал на стол, ходил мимо меня и пытался лечь на клавиатуру. И это правильное поведение кота. Он просил внимания, тактильного взаимодействия и ласки. Что важно давать не только кошкам, а и детям и всем вашим близким.

 

В статье размещены фотографии кошек автора.

 

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

Вы можете найти на страничке сайта: http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13

 

Дата: 20.11.2015





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх