ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Этапы формирования личности. Часть 7

Этапы формирования личности. Часть 7

Первоочередные задачи детской психологии и дошкольной педагогики — формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особый интерес представляет исследование, изучающее взаимосвязь личности и мышления (Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова).

В основе формирования личности лежат развитие самосознания и предличностные образования, которые закладываются уже в младенческом возрасте. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Малыш живет в социальной среде, и первые его потребности в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле обеспечиваются взрослым, ухаживающим за ним (рис. 15).

Большое значение для дальнейшего развития ребенка имеют потребности получения новых впечатлений. Но совершенно особое значение получает возникновение социальной потребности — общение с другим человеком.

Все проявления малыша находятся в ситуации, связанной с ухаживающими взрослыми. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. В исследовании М.И. Лисиной отражено формирование общения детей со взрослыми как фактор развития личности ребенка.

Первая форма общения — ситуативно-личностная — формируется в возрасте от 0 до 6 мес. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, вызывает эмоциональное общение в виде «комплекса оживления» в ответ на обращение взрослого.

Во взаимоотношениях матери и ребенка выявляется специфическая активность со стороны последнего. Он отвечает матери, инициативно привлекая ее внимание к себе. Инициативность в проявлении младенца к ухаживающему взрослому — важнейший фактор развития личности ребенка, в дальнейшем играющий роль формирования социального развития в познавательной деятельности.

На этом фоне в возрасте от 6 до 12 мес. возникает вторая форма общения — ситуативно-деловая — общение на фоне практической деятельности взаимоотношений взрослого и ребенка.

В возрасте овладения ходьбой появляются возможности непосредственного общения с окружающими предметами. Малыш находится во власти зрительных восприятий, побуждающих его к действиям. В связи с этим на 2-м году жизни у детей часто воздают конфликты со взрослыми, чьи запреты иной раз вызывают у них протест. Это проявление кризиса 1-го года жизни малыша. Ребенок трудно управляем, и требует особого внимания со стороны взрослого в удовлетворении своих потребностей. В процессе деятельности, жизненных ситуаций малыш начинает отделять себя от окружающих предметов, понимая, что он сам представляет собой совершенно другое. Центральную роль в самоопределении ребенка играет выявление своих возможностей. У малышей появляется чувство самоценности.

На протяжении 2-го года жизни формируется очень важное свойство ребенка. Малыш начинает контролировать свои действия, опираясь на позицию взрослого, оценивает свою деятельность. Часто, уже хорошо понимая слово «нельзя», ребенок сам себе дает установку — говорит «нельзя», но делает то, что ему хочется, так как запреты пока еще очень сложны для малыша. Но ориентировка на поведение взрослых и их установка у него уже начинает формироваться.

Овладение речью позволяет от чисто практического общения перейти к третьей форме общения — внеситуативно-познавательной, когда детей все больше привлекают явления, происходящим в социальной среде. Это характерно для ребят более старшего возраста — от 2 до 6—7 лет.

К концу 3-го года жизни у ребенка возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости. Наступает кризис 3-х лет. Отечественный психолог Л.И. Божович связывает новообразование кризиса 3-х лет с появлением системы «Я-представлений» о себе.

Составляющие концепции этой системы следующие:

  • когнитивная - представление индивидума о самом себе;
  • оценочная - восприятие того, как, по его мнению, его оценивают другие;
  • поведенческая - эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе.

Дети постепенно усваивают родительские ценности, предлагаемые взрослыми, однако ребенок проходит этот путь непросто, что проявляется кризисом 3-х лет, который описан Л.С. Выготским. Это переходное состояние выражается следующими особенностям в поведении ребенка:

  • проявление негативизма (стремление сделать наоборот);
  • упрямство (не потому, что хочет, а потому что потребовал);
  • строптивость (бунтует против привычных правил);
  • своеволие (желание все сделать самому).

Кризис 3-х лет — закономерный ход развития личности ребенка. В этот период утверждается собственное «Я». Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам и испытывает желание поделиться своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых и одобрение его действий с их стороны рождает чувство собственного достоинства. Формирование личности ребенка - одна из первостепенных задач, стоящих перед семьей и образовательными учреждениями. И хотя имеются определенные закономерности развития, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален как личность - и это нужно учитывать при его воспитании.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 11.09.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх