ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5

Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5

Развитие этой сферы у детей раннего возраста отражается в исследованиях отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.

Познавательная деятельность детей проходит ряд этапов.

  • Первый этап формируется на 1-м году жизни ребенка - это зрительные действия (хватание), в которых соединяются зрительные и двигательные реакции. Эти действия направлены на такие свойства предметов, как величина и форма. Ребенок разнообразно манипулирует с предметами. А чтобы восприятие предметов стало полным и всесторонним, у него должны сложиться новые действия в связи с овладением предметной деятельностью.
  • На втором этапе появляются так называемые «соотносящие действия с дидактическими игрушками». При этом ребенок соотносит предметы по величине (вкладыши, пирамиды), форме (подбор предмета к отверстию, образцу). Он действует на основе подражания, еще не учитывая свойств предметов (вталкивает предметы различной величины силой). Помимо показа действий необходимо в дальнейшем предлагать ребенку действовать самостоятельно и не торопиться что-либо делать за него. Самообучающие игрушки (матрешки, вкладыши различных типов, пирамиды) учат малыша внешним ориентировочным действиям.
  • Третий этап характеризуется тем, что в результате соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению их свойств. Он начинает подбирать нужные предметы без предварительного примеривания руками - на глаз: по форме, величине и цвету. Это очень важный этап в познавательной деятельности ребенка. При этом количество вкладышей, колец постепенно увеличивается от 2-3 до 5-7, что возможно только на основе многократных самостоятельных действий. Экспериментируя, меняя вкладыши разной величины, путем проб и ошибок ребенок добивается нужного результата.

Формирование мышления ребенка

На основе практической деятельности формируется мышление ребенка. Манипулируя дидактическими игрушками, действуя путем проб и ошибок, малыш достигает нужного результата. Он словно «мыслит» руками. Это период наглядно-действенного мышления на основании внешних ориентировочных действий. Постепенно создается образ предмета, с которым играет ребенок, - пирамидка определенной формы, величины (вкладыши различных типов). В игре создается представление о предметах, поэтому, прежде чем распределять игрушки, отличающиеся по величине, форме или собрать картинку из нескольких частей, построить что-то, малыш делает это в результате создания у него определенного образа. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к внутренним действиям.

К концу 3-го началу 4-го года жизни у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление, что проявляется в строительных играх, практической и продуктивной (лепка, рисование) видах деятельности.

В раннем возрасте формируются функции обобщения и прежде всего в деятельности ребенка. Исследования C.JI. Новоселовой показали, как в деятельности происходит связь между орудием (ведро, штата, ложка, утюжок) и предметами, на которые направлены действия (песок, пища, вода, вещи). На основании действий с предметами формируется обобщение по функциональным существенным их признакам. Исследования A.A. Люблинской, К.Л. Печоры, Н.Г. Салминой, Н.Х. Швачкина показали, что при ознакомлении с предметами недостаточно только их называние, для формирования функции обобщения необходимы действия с ними.

В исследованиях Л.С. Выготского, Е.В. Зворыгиной, М.И. Лисиной, В.О. Смирновой отмечается еще один важный этап в развитии ребенка - формирование знаковой функции мышления. В своей игре дошкольник заменяет действия словом, реальные предметы - предметами-заместителями, воображаемыми предметами и действиями, что прослеживается в игровой самостоятельной деятельности детей.

Помимо проведения специальных игр и занятий, формирующих познавательную деятельность ребенка, необходимо знакомить его с окружающей жизнью, природным материалом: сыпучим песком, водой, листьями, камешками, запахами цветов, учить прислушиваться к пению птиц, шуму ветра. Совершенно особое значение имеет детское экспериментирование, что нашло свое отражение в исследованиях С.Л. Новоселовой, H.H. Поддьякова. Развитие познавательной сферы ребенка формируется в деятельности при тесном сотрудничестве со взрослым.

Развитие речи детей раннего возраста

Как мы уже отмечали, наибольшая задержка наблюдается у детей в развитии речи и мышления. Становление речи происходит в периоде 2-го года жизни. Именно поэтому очень важно не упустить возможности, характерные для детей этого возраста.

В своих исследованиях Л.С. Выготский писал, что в раннем возрасте отмечается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. Поэтому нам хотелось бы обратить внимание на развитие этой важной функции в период ее становления.

На первом году жизни формируются подготовительные этапы к развитию речи. На 2-м и 3-м году жизни происходит становление всех функций речи в процессе деятельности, при общении со взрослым (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.М. Лямина и др.).

Второй год жизни - период становления всех функций речи: коммуникативной, регулятивной, влияющей на развитие мышления. В этом возрасте характерны развитие понимания речи, формирование функции обобщения в речи, развитие активного словаря, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни происходит как в понимаемой, так и активной речи (способности подражания, роста активного словаря, формирования грамматического строя, а также умения ребенка пользоваться речью, т.е. его речевая активность). В речи наблюдается формирование функции обобщения. Рассмотрим в динамике развитие всех сторон речи.

Развитие понимания речи (от 1г.3мес. до 3лет).

В период 1г.3мес. в результате овладения ходьбой и высокой ориентировочной реакцией на все окружающее у детей быстро устанавливаются связи с окружающими предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, несмотря на то, что связи устанавливаются быстро, они не сразу становятся прочными, для их упрочения требуются специальные условия. По каким же признакам можно определить, что связи непрочные и как их упрочить?

1.Нет связи между отдельными анализаторными системами. Так, например, по просьбе взрослого выбрать два предмета или какие-либо картинки малыш глазами быстро находит нужное изображение,  а рукой подает другое. Чаще всего то, что находится со стороны правой руки. Поэтому в играх, направленных на развитие речи, важно использовать двигательный анализатор, предлагая такие действия, как «дай», «возьми», спрячь», «покажи пальчиком».

2.Часто малыш справляется с заданием «отыскать по слову взрослого предмет или изображение», отличив их от других, резко контрастных. Но если предъявляется более сложная задача – узнать предмет по слову взрослого, отличив от других, более близких по внешним признакам, то выполнение этого задания вызывает у ребенка затруднение. Так же происходит, если предмет по слову взрослого нужно найти среди большого количества других предметов.

Иначе говоря, если ребенок попадает в сложные ситуации дифференцировки и ориентирования, ему сложнее выполнить задание. Поэтому в занятиях с детьми следует постепенно уточнять представление о предмете, показывая его с другими, более сходными по внешним признакам: цвету, величине, форме. А чтобы уточнялось представление о предмете, важно соединять организованную взрослым игру с самостоятельной практикой ребенка, где в другой ситуации он может отыскать нужный предмет по слову взрослого, т.е. важна тесная связь между речевыми занятиями и самостоятельной практикой ребенка.

Что же понимает малыш в 1г.3мес. по слову взрослого? Название действий, которые он сам производит, одежды, еды, игрушек. Постепенно связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями уточняются и впервые малыш в период 1г.6мес. - 1г.9мес. начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Если до этого взрослые, общаясь с ребенком, опирались на наглядную ситуацию, то в этот период, используя многократный опыт ребенка, уже говорят с ним о том, что в настоящий момент он не видит. Например, на обращение взрослого: «Пойдем гулять!» дети бегут к шкафчику с одеждой или окну, смотрят на улицу. Это очень важное качество в развитии ребенка. Однако наглядная ситуация еще длительное время будет иметь место в практике дошкольника. Не слыша слова взрослого, он будет действовать, опираясь на наглядную ситуацию. Поэтому, обогащая опыт малыша, очень важно в период 1 г. 9 мес. - 3 лет формировать у него умение слушать, слышать и понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Так, на занятиях формируется умение сначала слушать короткие рассказы без показа, которые опираются на прошлый опыт ребенка и насыщены эмоциональным содержанием. На 3-м году жизни дети начинают понимать коротенькие сказки, в которых персонажи хорошо знакомы, но действуют в ситуации, которых ребенок не видел (например, сказки «Курочка Ряба», «Репка» и др.).

Формирование функции обобщения

Формирование функции обобщения, как одной из категорий мышления, проходит ряд этапов. В 1г.3мес. наступает этап «наглядных обобщений» (Н.Х. Швачкин ), когда дети по слову взрослого обобщают предметы как по существенным, так и по «сильным» признакам, бросающимся в глаза ребенка (цвет, величина). В дальнейшем, в связи с приобретением опыта в практической деятельности, в период 1г.6мес. - 3лет дети обобщают предметы по существенным признакам сначала в понимаемой, а затем и в активной речи. При этом важно учитывать постепенное усложнение восприятия предмета. Так, проводя с детьми занятия с «чудесным мешочком», не показывать каждый раз одни и те же предметы, а сочетать их с другими, более близкими по внешним признакам. Например, сначала собачку показать в сочетании с петушком, потом с зайчиком, кошкой.

Большую роль при формировании процесса обобщения имеет значение игровых действий с предметами, которые выявляют их функциональные признаки. Кроме того, следует отметить, что часто в работе с детьми взрослые употребляют стереотипные фразы, которые задерживают формирование функции обобщения, общее речевое развитие ребенка. Так, например, дети 2-го года жизни, не понимая задания воспитателя, не выполняли его просьбы: «положи на стол» или «покажи, где твой горшочек». Однако быстро выполняли другие знакомые сочетания: «сядь за стол» и «на горшок», воспринимая фразу как одно слово, поэтому речь взрослого в дошкольных учреждениях должна быть достаточно разнообразной, каждое слово должно употребляться в разных ситуациях, разных сочетаниях.

Дети 3-го года жизни начинают хорошо обобщать по слову взрослого качество, свойства предметов: «что плавает?», «что летает?», «что сладкое, белое?» и т.д.

А у детей 4-6 лет, когда они начинают классифицировать понятия по понятийным признакам, формируются более четкие представления об окружающем мире.

На протяжении 2-3-го года жизни у ребенка формируется активная речь на основе способности подражания. В период до 1г.6мес. подражание носит непроизвольный характер. Малыши подражают звукосочетаниям, облегченным словам и произнесенным правильно. Способность подражания связана с эмоциями ребенка и наиболее эффективна в речевых играх типа «Эхо», когда дети непроизвольно подражают звукосочетаниям и словам, которые произносит взрослый. Достаточно эффективны в этом плане занятия с картинкой. Но часто в этой ситуации при ее показе взрослым возникает конкуренция между зрительным и речеслуховым раздражителями. Малыш смотрит на картинку, не воспринимая обращенное к себе слово. Поэтому важно дать возможность ребенку рассмотреть картинку, назвать ее и, после того как он переведет и взгляд на лицо взрослого, назвать ее еще раз. Кроме того, у ребенка проявляется так называемая «реакция последействия», когда он, подражая взрослому, называет изображение не сразу, а через некоторое время, уже воспринимая следующее изображение.

В период 2х лет уже можно наблюдать задержку в речевом развитии ребенка. Это часто происходит потому, что не только сам малыш пользуется облегченными словами, но и взрослые не культивируют дальнейшего развития его речи. К сожалению, наблюдаются и такие явления, когда ребенок почти не пользуется речью, так как взрослые его хорошо понимают по жестам и мимике. Поэтому одним из важнейших условий развития речи малыша является формирование потребности ребенка в речевом общении со взрослыми в процессе совместной деятельности.

Как же изменяется удельный вес речевых реакций на протяжении 2-го и 3-го года жизни?

В период 1г.3мес. дети еще активно пользуются лепетом, который заменяет слово, «читают» книги, лепечут в момент двигательной активности, употребляют эмоциональные возгласы «ох!», ах!». Лишь около 15% их речевых реакций составляют слова, носящие облегченный характер.

В период 1г.6мес. лепет сокращается и появляется больше облегченных слов (до 30%), а также произнесенных правильно (до 16%). Дети широко пользуются словами-фразами. Например, показывая на свое платье, малыш говорит: «Мама» - это мама надела платье.

В 1г.9мес. у детей расширяется запас слов, произнесенных правильно (не «би-би», а машина), но иной раз они произносятся так, что понимают их только близкие. А главное, что появляется в этом возрасте, - фразы, состоящие из двух слов.

В 2г. происходит скачок в развитии речи. Словарный запас насчитывает до 300 слов. Дети используют трехсловные предложения, в них появляются первые вопросы: «А это?» «Какая?» «Какой?», что говорит о развитии познавательных потребностей ребенка.

В 2г.6мес. активно расширяется словарный запас: появляются многословные предложения, частицы, союзы. Ребенок употребляет настоящее и будущее время. Появляется вопрос: «Почему?».

В 3г. происходит резкий скачок в развитии активной речи. Словарный запас уже насчитывает 1200—1500 слов. Дети употребляют придаточные предложения, используют почти все части речи, кроме деепричастия. Возникают более сложные вопросы: «Зачем?», «Когда?».

Воспитателю важно знать, в каких ситуациях возникают речевые реакции детей (табл. 4).

 

Ситуация возникновения речевых реакций на 2 – 3-м году жизни ребенка

Ситуация
 
Возраст (г., мес.)
 
1г.
3 мес.
1г.
6 мес.
1г.
9 мес.
2г.
2г.
6 мес.
3г.
Момент сильной заинтересованности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Действия, сопровождаемые словом
 
 
 
 
 
 
 
   
При общении:
- со взрослыми;
 
- с детьми
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
Проявление познавательных потребностей в различных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Планирование деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуации возникновения речевых реакций на 2—3-м году жизни ребенка

Из таблицы видно, что в период 1г.3мес. — 1г.9мес. основное средство, вызывающее у детей речевую активность, — момент сильной заинтересованности при наблюдении за каким-либо предметом или действием.

В период 2-го года жизни ребенок часто пользуется словом, сопровождая его действием. Постепенно речь малыша становится важнейшим средством общения с окружающими, а затем и со сверстниками.

На 3-м году жизни речь ребенка — следствие развития познавательных потребностей, планирования своей деятельности.

Главное условие развития активной речи детей раннего возраста — развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребенком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей. Исследования В.В. Ветровой показали, как важно, чтобы ребенок воспитывался в речевой среде, где слышна речь не только в облегченных формах, обращенных к ребенку, но и правильная, культурная речь взрослых, окружающих малыша.

В следующих главах мы представляем игры и занятия, способствующие развитию речи детей. О занятиях с детьми с задержкой в речевом развитии напишем в следующих частях.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 31.08.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх