Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Кафедрой поликлинической педиатрии РМАПО (Л.Г. Голубева, Ямпольская) разработаны признаки течения адаптации, которые протекают:
1) по типу:
а) нарушается поведение и НПР,
б) резистентность (кратность заболевания),
в) сочетание первого и второго признаков;
2) по тяжести:
а) легкая,
б) средней тяжести,
в) тяжелая;
3) по течению:
а) острое,
б) подострое,
в) рецидивирующее.
При позитивном течении адаптации нарушения выражены умеренно, при негативном - более выражены.
Показателями выхода из адаптации являются уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, нормализация поведения, положительная динамика НПР.
При поступлении ребенка в группу воспитатель, зная проблемы, которые могут быть у малыша, наблюдает его соответственно под руководством старшего воспитателя и психолога. Все особенности рекомендуется отмечать в листе адаптации, где отражается поведение ребенка в первый, второй и дальнейшие дни, до тех пор, пока малыш полностью не адаптируется к новым для него условиям (табл. 2).
Наблюдение за ребенком ведется по следующим параметрам: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Лист должен быть оформлен на каждого ребенка.
В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата (день) заболевания и
выздоровления, после чего наблюдение ведется три дня подряд, что покажет, повлияло ли заболевание на течение адаптации.
Лист наблюдения в период адаптации
Таблица 2
Адаптационные данные
|
Дни наблюдений
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
8-й
|
16-й
|
32-й
|
64-й
|
128
|
Настроение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппетит:
- завтрак;
- обед;
- полдник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сон:
- засыпание;
- продолжительность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность в игре, речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимоотношения:
- со сверстниками;
- со взрослыми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение ведется при необходимой консультации врача и старшего воспитателя, психолога и одновременной работе с родителями. В дальнейшем это будет служить материалом для анализа течения адаптации.
В период адаптации рекомендуется расслабляющий массаж, свободный выбор игр, возможность уединения, музыка, рисование, игры по методике М. Монтессори, разнообразные развлечения. Не стоит забывать, что в большей степени адаптация связана с индивидуальными особенностями ребенка.
Для оценки течения психологической адаптации следует учитывать следующие факторы:
1-продолжительность адаптации (до 16 дней - легкое течение, до 32 - средней тяжести, до 64 - тяжелое, выше 64 (128 дней) - крайне тяжелое);
2-количество показателей, которые восстанавливаются более длительно (диапазон различных отклонений);
3-интенсивность отклонений (значительны они или нет);
4-наличие невротических реакций необычного поведения ребенка (сосет палец, производит стереотипные движения, проявление признаков мутизма, ограничение себя в пространстве).
Важно провести анализ процесса течения адаптации (табл. 3). Для этой цели надо проанализировать, какова готовность каждого ребенка к поступлению в ДОУ, выявить индивидуальные проблемы, дать назначения родителям и воспитателям. В дальнейшем необходимо оценить, каково было течение адаптации, которое проходило под наблюдением воспитателей, психологов, врача ДОУ.
Таблица 3
Анализ адаптации
Всего детей, поступивших в группу ________________________
Прогноз
|
Течение
|
Готовы к поступлению
(число, %)
|
Легкая адаптация
(от 8 до 16 дней) (число, %)
|
Условно готовы
(число, %)
|
Адаптация средней тяжести
(до 30 дней) (число, %)
|
Не готовы
(число, %)
|
Адаптация тяжелая
(свыше 30 дней) (число, %)
|
Наиболее тяжело проходит адаптация у детей с нарушениями эмоциональной сферы, ЗПР. Отправляя таких детей в ДОУ, школу, нужно учитывать эти аспекты.
Совершенно особое значение эта проблема имеет место там, где воспитание происходит в закрытых учреждениях, а именно в домах ребенка.
Дома ребенка, равно как и детские приюты, существуют с незапамятных времен и, к сожалению, будут существовать всегда, так как жизнь преподносит различные ситуации, сложные обстоятельства, когда ребенок попадает в такие учреждения. Воспитание и развитие детей должно протекать таким образом, чтобы они смогли адаптироваться к различным непривычным для них условиям.
В настоящее время многие дети усыновляются, попадают в новую для них семью. Будущим родителям очень важно знать проблему развития и воспитания детей в закрытом учреждении. Прежде всего - проблему депривации (психическое состояние при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей), сенсорной, эмоциональной, социальной. На наш взгляд, вопросы готовности перехода ребенка в новые условия жизни и депривации неразрывно связаны и должны быть учтены при усыновлении детей.
Изучая и анализируя явление депривации в условии дома ребенка, мы выделили те, которые не способствуют процессу адаптации. Прежде всего это задержка темпов и уровня психического развития, которое остро наблюдается в конце 1 -го года и на 2-м году жизни, т.е. в тот период, когда ведущим видом деятельности является общение со взрослым. Именно в этом возрасте формируется чувство надежной привязанности, которое обеспечивает не только своевременное психическое развитие ребенка, но и формирование таких личностных качеств, как инициативность, чувство уверенности в себе, развитие эмоциональной сферы. К сожалению, это далеко не всегда обеспечивается в закрытых учреждениях. Поэтому так важно при переходе ребенка в семью постараться найти с ним эмоциональный контакт, который должен носить спокойный, ненавязчивый характер.
Известно, что формирование стереотипов в первые годы жизни помогает приспособиться ребенку к новым условиям. Однако стереотипная, не меняющаяся среда, которая может наблюдаться в закрытых учреждениях, не способствует формированию адаптационных механизмов, необходимых для благоприятного течения адаптации. Поэтому при усыновлении ребенка очень важно первое время «идти» за ним, во всем сохраняя его привычки.
У детей старшего возраста (3—4-й год жизни) явления депривации выражены в показателях, связанных с их социальным развитием: речь, игра, отсутствие проявления инициативности, как одного из важнейших показателей развития личности ребенка. И это несмотря на то, что в домах ребенка, особенно в последние годы, создаются условия для преодоления депривации. Поэтому при переходе ребенка в новые условия жизни - детский дом, семью - нужно очень хорошо ознакомиться с особенностями развития и поведения малыша, его проблемами, и вести его в новых условиях очень осторожно, опираясь на его возможности, постепенно вводя в новую жизненную ситуацию таким образом, чтобы он почувствовал расположение к нему окружающих.
Еще и исследованиях Л.С. Выготского отмечалось, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации. Однако базальные эмоции приобретают характер фона и, если нарушается ход психического развития ребенка, формирование высших эмоций задерживается. Тогда базальные эмоции начинают существенно влиять на поведение ребенка, его социальную адаптацию.
В исследованиях К.С. Лебединской определены следующие уровни течения адаптации;
- первый уровень - «полевая» реактивность. Ребенок реагирует не столько на контакты, сколько на интенсивность раздражителя, который он получает из внешней среды. Он ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов. Дети находят укромное место, реагируют на слабые раздражители (тихий голос, слабые тактильные раздражители);
- второй уровень - более совершенный, при котором появляется качественное различение раздражителей. На этом уровне наблюдается особая чувствительность к ритмическим воздействиям, которые лежат в основе динамических стереотипов. Дети легче приспосабливаются к привычным условиям и очень уязвимы при нарушении стереотипов - проявляют страх, агрессию, негативизм. С удовольствием принимают ритмические движения, стихи, песенки, потешки, тихую музыку;
- третий уровень, на котором преодолеваются психологические преграды, овладение ситуацией, однако у детей с ЗПР остается боязнь самостоятельности. Они требуют поощрения, положительных эмоций;
- четвертый уровень, на котором дети начинают ощущать эмоциональную радость от общения со сверстниками, — обретают уверенность в своих успехах.
Прогнозируя возможность течения адаптации такого типа, дети должны нестись особенно тщательно.
Облегчение процесса адаптации достигается за счет правильной подготовки детей к ДОУ (рис. 11, 11а). Из этих диаграмм видно, что несмотря на большое количество детей не готовых к поступлению в ДОУ была проведена большая предварительная работа с их родителями, и адаптация этих ребят проходила намного лучше, чем предполагалось: не тяжело, а в рамках средней тяжести. Сейчас это особенно актуально, так как большое количество детей раннего возраста поступают в ДОУ, тогда как раньше они воспитывались дома.
Очень постепенно, в течение года у детей восстанавливаются и вновь формируются функции, связанные с удовлетворением органических потребностей (сон, аппетит), затем более легкого отхода от близких в условиях ДОУ и установлению связей с воспитателями группы. А затем и более сложных личностных качеств - инициативность в игре, взаимоотношения с детьми, удовлетворение от получения познавательных потребностей.
Проведенный анализ восстановления отдельных форм поведения детей показал, что раньше восстанавливаются функции, связанные с удовлетворением органических потребностей, общения, а также с развитием познавательной сферы (рис. 12).
- - Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни
- - Контакты со сверстниками
- - Проявление познавательных потребностей в обучении
- - Самостоятельность
- - Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка
- - Уверенность в себе
- - Разлука с близкими. Общение с воспитателем
- - Инициативность, воображение в игре, решение проблем в игре
- - Аппетит. Сон
- - Настроение, активная речь, навыки
- - Исчезновение отрицательных привычек
Рис. 12. Ранговый ряд положительной динамики в развитии и поведении детей 2-го года жизни в ДОУ (спустя 1 год)
Разработанная совместно с педиатрами система медико-психологического ведения детей в период адаптации дает положительные результаты.
Процесс адаптации к школе
Течение адаптации к среднему учебному заведению во многом зависит от того, насколько ребенок готов к поступлению в школу: готовность физиологическая, эмоциональная, психологическая, социальная.
Более благополучно адаптация проходит у детей, которые пережили кризис 6 - 7 лет до поступления в школу.
Исследования гигиенистов показывают, что процесс адаптации к школе проходит ряд этапов:
- ориентировочный («физиологическая буря») — на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, ребенок отвечает бурной реакцией; напрягаются все системы организма;
- неустойчивое приспособление (занимает 2-3 недели) - детский организм ищет оптимальные варианты реакций на воздействия, «цена бури снижается» - эмоциональная адаптация;
- относительно устойчивое приспособление - организм находит наиболее устойчивые варианты на нагрузку, требующие наименьшего напряжения.
Основные показатели психологической адаптации к школе - формирование адекватного поведения, установление контакта с учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Социальная адаптация у дошкольников проходит по-разному:
- первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение двух месяцев, т.е. время периода острой адаптации. Ребята быстро вливаются в коллектив, приобретают друзей, имеют хорошее настроение, без особого напряжения выполняют задания взрослых;
- вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации. Ее представители не могут принять ситуацию обучения, играют со сверстниками, не замечают учителя, часто обижаются, плачут;
- третья группа (14%) адаптируется со значительными трудностями. Дети не усваивают учебную программу, у них имеются негативные формы поведения, они испытывают отрицательные эмоции. В школе таким ребятам рекомендуется смена видов деятельности.
Итак, процесс адаптации управляем и при совместной работе специалистов детской поликлиники, ДОУ и родителей можно обеспечить плавный переход ребенка к новым условиям жизни и определить своевременный ход развития и формирования их поведения на всех возможных этапах.
Переход на другие статьи методического пособия:
Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.