ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА.

ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА.

 


     Когда я выпускал свой сборник рассказов «Мысли вслух» я спросил корректора (достаточно возрастную и интеллигентную петербурженку), что ей больше понравилось? Она ответила, что ей понравились рассказы на медицинскую тематику, а особенно рисунки детей.  И я решил при написании следующего сборника рассказов отдать рисункам детей отдельную главу. Я вам предлагаю черновики будущего рассказа, которые потом изменятся, расширятся...
     Ещё будучи молодым врачом, я прочитал пару переводных книг по психологической оценки детского рисунка. И на протяжении своей работы периодически детям предлагаю нарисовать: «Свою семью», «Дом в которым живёшь», «Дерево», «Животное, которое не существует». Оценка таких рисунков достаточно тонкий и я бы сказал субъективный, противоречивый метод, в ряде случаев напоминает гадание на кофейной гуще. Однако некоторые моменты и рисунки я хочу вам показать.
     Такие тесты с рисунком я обычно предлагаю детям четырёх – семи лет, родители которых обращаются ко мне с различными жалобами на истерики, неправильное поведение и т.п.



Рисунок 1

     Вот с такими жалобами ко мне обратились родители с четырёхлетним ребёнком. Я попросил ребёнка нарисовать его семью (рисунок 1), там слева папа, по середине мальчик и справа от него мама. Ребёнок и мама держатся за руки, а вот отец стоит в стороне и не держится за руки с мальчиком или мамой и даже несколько зловеще зависает над ребёнком и мамой. Конечно, дети чаще, в большей степени, ассоциирует себя с мамой, они большее время находится с мамой, она кормит, ухаживает, а отец (чаще так в России) работает, домой приходит поздно и в меньшей степени уделяет внимание ребёнку.
     Вот следующий рисунок 2. Там мальчик стоит между мамой (она слева) и папой (он справа), все улыбаются, но… У них у всех нет рук. Я расценил это, как, то, что у ребёнка чувство нехватки внимания, что ему необходимо больше тактильных ощущений, что его необходимо обнимать и гладить. Надо любить детей в детстве, и когда они станут взрослыми, то будут любить своих детей. А вот мой коллега врач расценил этот рисунок, как ребёнка бьют и он, поэтому не нарисовал родителям руки. «Отец вообще стоит на пьедестале и возвышается над мамой и ребёнком», - продолжал рассказывать мой коллега. Я спросил его:
- А тогда почему нет рук у ребёнка?
- Потому что он не хочет их бить в ответ.

Рисунок 2


     Анализ детского рисунка требует не спешного взгляда, не надо сразу делать радикальные выводы. Ребёнок сегодня нарисовал так, а завтра нарисует совсем по-другому. Мне известен случай, когда против отца семейства возбудили уголовное дело, потому что психолог по рисункам ребёнка дал заключение, что отец совершал над ним насильственные сексуальные действия… Не надо горячиться и делать сразу радикальных выводов. А если психолог сделал громадную ошибку? Возможно следствие будет строить обвинение только на результатах этого заключения и тогда… А вот ещё рисунок 3, на нём слева дети, а справа мама и папа. У родителей руки не тянутся к детям, хотя дети к ним их протягивают. Родители подняли руки вверх и отклонились несколько вправо, как бы не особо пытаясь общаться с детьми. В руке у мамы какой-то предмет, который мне напомнил ленточку, применяемую в художественной гимнастике. Это так видит ребёнок, чувствует, причём на данный момент, и даже возможно через несколько часов, он нарисует по-другому. Ведь он только что, до того, как ему предложили нарисовать рисунок, слышал жалобы на него от мамы. Он завтра может нарисовать совсем по-другому, а возможно уже через несколько часов или минут это будет по другому. «Какой бред», - скажите вы. Возможно, пофантазируйте и дайте свою характеристику рисунку. Подумайте о состоянии ребёнка, подумайте почему он так нарисовал. Просто подумайте о душевном состоянии ребёнка.


Рисунок 3


     И самое главное, с моей позиции понять есть или нет у ребёнка психологический, если хотите душевный дискомфорт. А вот посмотрите на эту замечательную семью (рисунок 4), причём все эти люди живут в одном месте. У всех людей улыбки, все тянут руки друг к другу, у всех есть уши (кроме крайнего справа) и есть волосы.

Рисунок 4


     Дети с расстройством аутистического спектра плохо вступают в контакт, тем более сразу, и у них отмечается разный уровень психического развития, но среди таких детей и людей бывают интересные художественные данные. Ко мне на приём пришёл девятилетний мальчик с расстройством аутистического спектра. Он был в напряжении и тревожный, не мог спокойно сидеть на стуле, постоянно вставал и ходил по кабинету. И раз пять он сказал мне, что умрёт в десять лет (потом мама ребёнка сказала, что, когда они шли на приём, он говорил ей, что обманет доктора сказав ему, что умрёт в десять лет). Так вот, я попросил его нарисовать, то, что он хочет. Он нарисовал (рисунок 5), я спросил его:
- Что это?
- Это Бяка.
Бяка выглядит вроде бы угрожающе, но при подробном рассмотрении он выглядит беззащитным и даже милым. Есть рога, но они зачёркнуты, есть зубы, но оскала нет, а Бяка улыбается. И глаза добрые, и в целом, по крайней мере для меня, он имеет позитивный оттенок.  


Рисунок 5


     В этот же день, когда был ребёнок с расстройством аутистического спектра ко мне обратилась мама с пятнадцатилетним мальчиком. У него были жалобы на не контролируемую агрессивность по отношению к другим людям, возбудимость, раздражительность. Мальчик сказал, что у него есть аутоагрессия, (причём этот термин он сказал сам), страхи, которые он называл галлюцинациями. Мама говорила, что он стал постоянно врать, приходит в школу и не идёт на уроки, уходит в туалет и там сидит несколько уроков, что это его блаж. Мол, у него нет проблем, он сам всё себе выдумал. И сложности у него начались из-за того, что у него какая-то патологическая любовь к одной девочке, которая недавно пыталась покончить жизнь самоубийством. «И, - продолжала монолог мама, мой муж работает в правоохранительных органах, и он сразу видит, что кто-то врёт, он говорит, что мальчик обманывает». Тут важно отметить, что этот правоохранитель является отчимом для мальчика, и со слов мальчика у него не очень с ним хорошие отношения, а со слов мамы он всё выдумывает и у него с ним хорошие взаимоотношения. Я попросил подростка нарисовать, то, что он называет галлюцинациями, которые видит. Он нарисовал (рисунок 6). И я не ожидал увидеть такое… В этом рисунке кто-то увидел определённый персонаж сериалов. Есть у него галлюцинации или нет, есть ли у него депрессия, или другие нарушения, тут надо разбираться. Несомненно, что у мальчика есть явные проблемы. Кстати, он сам обратился к школьному психологу со своими жалобами, а она отправила его к неврологу. Я назначил ему обследование и предварительное лечение… Однако тут надо ещё и заниматься психологу причём со всей семьёй, а возможно даже консультация психиатра.


Рисунок 6


     Привели девочку, у которой отмечались тики и некоторые невротические нарушения. В семье два месяца назад родились двойняшки: Вера и Дима. Я попросил ребёнка нарисовать его семью (рисунок 7). На рисунке справа налево: мама, папа, девочка (пациентка), Вера, Дима. Со слов ребёнка на платье у мамы и на юбке у девочки изображено солнце, все улыбаются и держатся за руки. Однако мама несколько вдалеке. Ведь мама недавно родила и много уделяет внимание двойне, однако девочка не изобразила её возле двойни. А вот нашей пациентке, Вера более интересна, чем мальчик Дима, что мама мне подтвердила. Посмотрите на рисунок и дайте ему своё заключение.


Рисунок 7




Рисунок 8


     На приёме семилетний мальчик. Мама с папой в разводе, жалобы на неусидчивость, инфантильность ребёнка, мама говорит, что мальчик не хочет взрослеть, хочет быть маленьким. Я попросил нарисовать ребёнка его семью (рисунок 8). Он стал рисовать что-то представленное слева на рисунке. Я спросил его что это, оно ответил, что это подарок, который ему сделали. Он очень долго рисовал этот подарок, когда я стал его несколько поправлять и просить нарисовать его семью он стал рисовать маму (справа от подарка). Она изображена в профиль, и даже можно определить округлое образование, которое ребёнок назвал грудью, но мама смотрит анфас (повернула голову). Сам мальчик изображён несколько ниже и вокруг его кистей какие-то шары, которые ребёнок назвал перчатками. Попробуйте сами оценить ситуацию и дать рекомендации.
     Меня попросили проконсультировать пятнадцатилетнюю девочку с жалобами на прогрессирующее падение остроты зрения, сужение полей зрения, атрофию дисков зрительных нервов. Её консультировали в различных офтальмологических клиниках, проводили множество обследований, недавно предположили атрофию дисков зрительных нервов Лебера, и ей дали рекомендацию, в том числе провести консультацию невролога. Подобные симптомы могут наблюдаться при различных заболеваниях от опухоли головного мозга до различных демиелиниезирующих заболеваний центральной нервной системы. И в первом (офтальмологическое заболевание) и во втором случае (неврологическое заболевание) это очень серьёзные нарушения.


Рисунок 9


     В первом случае со временем формируется слепота, а во втором случае различные неврологические нарушения и в дальнейшем летальный исход. Я попросил девочку нарисовать сказочное животное, которое не существует в природе. Она нарисовала (рисунок 9) очень доброе, симпатичное животное, совершенно не имеющее ни каких средств защиты. Эта девочка совсем беззащитна перед недугом… Однако мы будем бороться вместе с ней с её заболеванием, после установления диагноза. Она нуждается в поддержке не только родителей и родственников, но и врачей, друзей и всех, всех...


ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА (ЧАСТЬ 1)

ЧТО КРОЕТСЯ ЗА РИСУНКОМ РЕБЁНКА (ЧАСТЬ 2)

Дата: 27.02.2018





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх