|
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Введение Говорят, что все новое - хорошо и прочно забытое старое. Поэтому мы предвидим скептическое выражение лица того, кто откроет эту книгу, - «опять массаж...». Действительно, в каждом книжном магазине можно обнаружить минимум десяток книг, на обложке которых есть слово «массаж». И практически в каждой из них есть раздел с одним общим названием «Детский массаж», где приводится одна и та же схема, независимо от того, здоров ребенок или болен. В то время как массаж для детей бывает разный. Сразу хотим сказать, что наша книга не для массажистов, занимающихся лечебным массажем с детьми, страдающими теми или иными заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. Эта книга для родителей, понимающих, что после рождения ребенка все только начинается, что помимо гигиенического ухода за ребенком необходимы и другие способы воспитания, которые действительно помогут ему вырасти здоровым, физически совершенным. Все, кто приходил к этому выводу за рубежом (Б. Цукунфт,1972, В. Макклар, 1973, 1986, ученые Института развития человеческого потенциала Г. Домана, 60-е гг. XX века), обходили вниманием отечественную школу физического воспитания детей раннего возраста, которая начала свое существование в нашей стране в начале XX века. Впервые применение специальных упражнений в грудном возрасте (с 4 месяцев) рекомендовал немецкий преподаватель физической культуры Д. Нейман-Нейроде в 1925 г. В нашей стране гимнастика для грудных детей начала применяться в детских учреждениях Москвы и Харькова с 1926 - 1927 гг. под руководством К. Д. Губерт и Р. Г. Сорочек. Была создана и апробирована система физического воспитания здоровых детей с 1 месяца до 3 лет, которую по праву можно считать отечественной школой физического воспитания детей раннего возраста. Главное положение этой школы таково: «Здоровый ребенок нуждается в воспитании движений с помощью различных форм двигательной деятельности». Эта книга о профилактическом оздоровительном массаже и гимнастике для детей раннего возраста. Гимнастика и массаж являются неотъемлемой частью воспитания ребенка раннего возраста. Если вы относитесь к тем родителям, которые считают: «Зачем мне эти хлопоты? Заплатим деньги, наймем хорошую массажистку, проведем два курса массажа, и все будет хорошо», тогда эта книга точно не для вас. Эта книга для тех, кто вместе с учеными из Института развития человеческого потенциала Г. Домана задается вопросом: какие человеческие функции являются главными, что отличает человека от прочих земных созданий? И отвечают на него: это физический интеллект, т. е. двигательные навыки. Вместе со способностью двигаться будут развиваться зрительные, слуховые, тактильные и речевые навыки. Физический интеллект - это и подвижность, и «ручная умелость» (К. Д. Губерт), и равновесие. Эта книга для тех, кто хочет испытать сам и дать ребенку «чудо касания» (В. Макклар). Эта книга о возрождении старых традиций тактильного контакта с младенцем. Вот что пишет В. Макклар в своей книге Это сценка из быта сельской общины в Польше в начале прошлого века. Впрочем, мы можем перенестись в любую страну мира, в любое столетие, потому что так предстает материнство во все времена и повсюду, у любого народа. У эскимосов на севере Канады и у негров-ганда на востоке Африки, в Индии и Северной Ирландии, в России, Китае, Швеции, в Южной Америке, в хижинах на островах Океании, в американских небоскребах - везде младенцев каждый день ласкают и нежно им напевают. Матери повсюду в мире знают, что маленького ребенка необходимо брать на руки, качать, поглаживать. Искусство легкого младенческого массажа - это давняя традиция ухода за ребенком, передающаяся из поколения в поколение, от родителей к детям. На вопрос «зачем?» каждый народ ответит вам по-своему. И чаще всего вам просто скажут: «Это наш обычай». Многие семейные обычаи наших предков, отвергнутые в начале XX века в интересах прогресса, теперь возвращаются в нашу жизнь, потому что современная наука вновь открыла их важность и пользу для здоровья малышей и в целом для здоровья общества. Сопоставительные исследования показывают, что в тех обществах, где младенцев держат на руках, проводят им массаж, укачивают, кормят грудью, взрослые менее агрессивны и жестоки, более склонны к сотрудничеству и сочувствию. Если бы наши прабабушки могли увидеть появившиеся у нас «новшества» в области ухода за младенцами, они наверняка бы не удержались от известной торжествующей фразы: «А что я вам говорила!» Однажды на занятиях по оздоровительному массажу, проводимых нами с детскими врачами, мы услышали от одного профессора-казаха: «Вы говорите и показываете нам то, что наши бабушки и прабабушки в юртах делают с нашими детьми, но мы этого, к сожалению, не знаем». Наши, русские бабушки и прабабушки тоже пользовались «пестушечками» и «потягушечками», например такими: «Тушки-татушки, выросли растушки...», «Рученьки-берушеньки, ножки-топотушеньки...». Все родители играют со своими детьми в «Сороку-ворону», осуществляя при этом массаж рук, «Козу рогатую», используя элементы точечного массажа. Но в этой книге мы познакомим вас с основами профилактического оздоровительного массажа, который необходим всем детям, где бы они ни воспитывались, и делается мамиными руками или руками тех, кто ее заменяет в уходе за ребенком. Ребенок раннего возраста, в отличие от взрослого, ежедневно меняется физически и психически, особенно на первом году жизни. Если своевременно улавливать эти изменения, можно корректировать различные отклонения, так как организм ребенка очень податлив, и при правильном воздействии можно добиться того, что ваш ребенок вырастет здоровым, активным и красивым. Все это дает профилактический оздоровительный массаж, сделанный мамиными или папиными руками, так как такие занятия влияют на мышечную массу, осанку, походку, пластику и качество движений. «Гимнастика и массаж - это не масло для каши, а хлеб насущный для ребенка». (К. Д. Губерт) «Касание и ласка, массаж - все это взращивает младенца. Все это так же подпитывает его, как микроэлементы, витамины и белки». (Ф. Лебойер) ГЛАВА 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН МАМИН МАССАЖ Медицинские осмотры последних десяти лет демонстрируют широчайшее распространение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей уже с дошкольного возраста. Начиная со школьного возраста заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место в структуре хронической заболеваемости. Почти каждый житель нашей страны в возрасте от 30 до 40 лет становится обладателем остеохондроза, деформирующего спондилеза и других хронических прогрессирующих заболеваний позвоночника. У мальчиков старшего школьного возраста имеет место мышечная недостаточность, у девочек этого же возраста - проблема тазовых мышц, что, в свою очередь, ведет к не вынашиванию беременности и рождению большего количества недоношенных детей. Многие нарушения осанки - это болезни развития. Основа всех перечисленных заболеваний закладывается в период внутриутробного развития плода и в раннем возрасте после перенесенных заболеваний, интоксикаций и травм. Об этом свидетельствуют признаки дизонтогенеза (отклонения от нормального развития), выявляемые при осмотре детей раннего возраста. Рассмотрим подробно особенности мышечной системы детей раннего возраста. Формирование мышц туловища замечено у пятинедельного эмбриона, а у зародыша в 8 недель анатомически уже различаются все мышцы. К моменту рождения у ребенка сформирован рецепторный аппарат мышечной системы (т. е. воспринимающая часть двигательного анализатора). На этом сходство мышечной системы ребенка раннего возраста с мышечной системой взрослого и даже ребенка-дошкольника заканчивается. Если у взрослого человека мышечная масса составляет 40-45% от общей массы, у новорожденного – 20-23%, то у ребенка к моменту прорезывания зубов (6-8 месяцев) – всего 16% от общей массы и только к 6 годам постепенно увеличивается до 22%. Физическое воспитание в раннем возрасте - это обеспечение всех функций позвоночника (опорной, двигательной и амортизационной), следовательно, профилактики остеохондроза. Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и, наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению. Это было доказано еще в позапрошлом столетии. Специальные исследования 3. С. Макаровой по изучению состояния здоровья часто болеющих детей показали, что 45% из них имеют те или иные отклонения физического развития, в том числе в виде дефицита массы, а более 30% детей имеют такое состояние, как status dysplasticus или status dysraphicus. Что это такое? У всех нас есть определенные знаки воздействия различных факторов на организм в периоде закладки, например такие, как укорочение и искривление мизинца, сросшиеся пальцы, приросшая мочка уха, особая форма ушей, головы и др. В норме каждый человек имеет до 5-7 таких знаков, передающихся иногда по наследству. Но у многих малышей в настоящее время мы отмечаем по 11-17 знаков дизэмбриогенеза, что говорит о предрасположенности наших детей к неспецифическим реакциям нервной системы в ответ на любые факторы внешней среды. Кроме того, в сочетании со status dysplasticus очень часто звучит заключение «дизмезенхимоз», говорящее о том, что дефицит мышечной массы не только связан с возрастными особенностями, но и с плохой «закладкой» ее еще на внутриутробной стадии. Мышцы детей раннего возраста имеют такие функциональные характеристики, как слабость и невысокая статическая выносливость, т. е. неспособность к длительному сокращению. Плохо заложенные мышцы при отсутствии помощи, обеспечивающей качественное созревание, приведут в дошкольном возрасте к таким отклонениям, как ранние (начальные) отклонения осанки, нарушения мелкой моторики, плохо сформированная стопа, общие нарушения речи, слабость брюшных мышц, косоглазие и многое другое. Следовательно, массаж, улучшающий питание тканей, необходим для качественного созревания мышц ребенка. В настоящее время у детей раннего возраста часто наблюдается повышенный тонус мускулатуры, т. е. мышцы их напряжены больше и дольше, чем это соответствует физиологическим нормам. Во время массажа на организм ребенка действуют руки матери, оказывающие не только разнообразное по характеру механическое, но и тепловое воздействие. Усиливается лимфо- и кровообращение, повышается эластичность и упругость кожи. Под влиянием массажа нормализуется тонус мышц, улучшается их сократительная функция, увеличивается число функционирующих мышечных волокон, что снижает уровень утомляемости мышечной ткани, увеличивается эластичность и подвижность связочного аппарата. Кожа представляет собой обширную рефлексогенную зону. Массаж оказывает выраженное действие на нервную систему ребенка, изменяя уровень ее возбудимости и характер основных нервных процессов (возбуждение и торможение). Многочисленные исследования продемонстрировали улучшение показателей биоэлектрической активности головного мозга по данным электроэнцефалографии у детей, получавших массаж. В частности, отмечено увеличение интенсивности образования межполушарных связей. Под влиянием массажа рефлекторно увеличиваются функциональные возможности дыхательной системы, улучшается легочная вентиляция, работа сердечно-сосудистой системы, нормализуется функция желудочно-кишечного тракта. Практически нет ни одной функциональной системы, на которую массаж не оказывал бы благотворного влияния. Установлено воздействие массажа не только на уровне всего организма или функциональной системы, но и на клеточном уровне. Отмечена активация ферментных систем лимфоцитов крови как энергетических маркеров на фоне проведения массажа начиная с периода новорожденности, установлена активация неспецифической местной и общей иммунной защиты организма. Публикуется с любезного согласия авторов: Голубева Лидия Георгиевна
Другие статьи руководства по Маминому массажу здесь: 1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ 5. Мамин массаж малышам от 10 до 14 месяцев и если ребенок не здоров. 6. Как готовиться к занятиям массажем и диагностические тесты. |
|
Дата: 21.04.2013
|
|