ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Электроника>>Фотография и Фототехника>>Фотограф Сергей Милицкий.

Фотограф Сергей Милицкий.



     Сергея Милицкого представлять публике, интересующейся фотографией, вряд ли нужно, так как его работы широко представлены в публичном информационном пространстве. Для Сергея нет одного предпочтительного жанра, и, если он берет фотокамеру в руки, то, независимо от того, что он будет фотографировать: портрет, пейзаж или архитектурные изыски, - на выходе в обязательном порядке получаются работы, которые, увидев однажды, зритель, наделенный чувством прекрасного, уже не сможет забыть.

Сергей Милицкий. Автор фото Маргарита Шол.

     Чтобы стать известным, есть только два способа. Это — либо сделать что-то ну очень скандальное, либо что-то выдающееся, что под силу только одаренному, гениальному человеку. Фотографии Сергея Милицкого — лучшее подтверждение того, что автор работ, безусловно, человек одаренный, и без ложной скромности можно назвать его гением.
     Мы встретились с Сергеем и попросили его ответить на ряд вопросов, чтобы попытаться понять, как ему удается создавать фотографические шедевры.
1. Сергей, «Все мы родом из детства.» написал Антуан де Сент-Экзюпери в  «Маленьком принце», и в связи с этим первый вопрос: расскажите о своем детстве: кто были ваши родители и была ли у вас своя Арина Родионовна с прекрасными сказками? Как вы считаете, где, когда и как сформировался ваш интерес к занятию творчеством?
- Я родился в городе Одессе в семье моряка дальнего плавания. Поэтому отца я часто не видел по году, ну а мама, как многие жены моряков, занималась воспитанием детей. Чем я благодарен им обоим, это доверие, которое меня сопровождало в детстве, и помощь в моих начинаниях, если она была необходима.
- Впервые я столкнулся с фотографией, когда мне было лет 5-6. У меня был товарищ, с которым мы жили на одной площадке, и его отец увлекся фотографией. Он переоборудовал кладовку в квартире под фотолабораторию, и в этой кладовке мы с товарищем и его отцом проводили многие часы, наблюдая, как на белой бумаге вдруг появляются следы изображения. Наверное, тогда внутри меня и зародилась любовь к фотографии, хотя я тогда еще этого не сознавал.
- В 10 лет мне на день рождение подарили фотокамеру «Смена – 4». Эту камеру за пару лет до этого подарили мои родители моему двоюродному брату, но он ей не заинтересовался. Так она вернулась ко мне. Я выяснил из литературы, что мне нужно для того, чтоб начать фотографировать, на тот момент мы уже жили в другом районе и рядом не было человека, который бы смог мне помочь. С тех пор фотоаппарат стал моим постоянным спутником. Освоение фототехники, постобработки и умение увидеть будущий кадр происходило без чьей-либо помощи, ну если не считать того, что иногда, когда это было необходимо, читал книжки по фотографии и, как многие ребята увлекшиеся фотографией, собирал подписки журнала Советское фото.
- Во время учебы в МАИ, я поступил в ВЗНУИ, и беседы с Юрием Евзерихиным во многом помогли мне скорректировать мой взгляд и мое отношение к фотографии. Так же благодаря его помощи уже на втором курсе института мне удалось оформиться фотолаборантом в институтскую фотолабораторию 5-го факультета, в которой я проработал на полставки до конца учебы в институте.
- Любовь с детства к театру соединилось с моим увлечением фотографией, и с 1976 года я много уделял освоению театральной съемки, и, что интересно, в те времена я оттачивал театральную съемку в Большом театре.
2. Писателю Лиону Фейхтвангеру принадлежит высказывание: «Человек талантливый талантлив во всех областях». Почему из всех возможных способов самореализации вы выбрали именно фотографию?
- В школе какое-то время я ходил в изостудию и пытался научится рисовать, потом это увлечение, с появлением в моей жизни фотоаппарата, переросло автоматически в иную плоскость, начались попытки взглянуть на окружающий мир сквозь объектив. Процесс съемки у меня никогда не заканчивался, для меня очень важна всегда была постобработка. И только авторский отпечаток создавал завершающий этап создания работы. В пленочную эру для меня выставочная фотография, с которой поработал известный печатник, была работа, у которой два автора: один увидел, второй реализовал. Наверное, поэтому всегда очень ценились фотографии, напечатанные автором. Возможно, подобное мнение у меня сложилось после 4,5 лет работы на полставки фотолаборантом.
3. Сергей, а чем вы еще кроме фотографии увлекаетесь?
- Как я уже писал выше, с детства увлекся театром, в последствии театр и взгляд на действия, происходящие на сцене без фотоаппарата, стали для меня очень редки. И даже если фотоаппарат был не со мной, мысленно я останавливал кадры и возникало сожаление, что их я уже не увижу на своем мониторе.
- Очень люблю путешествовать и всегда возвращаюсь с большим багажом снимков городских пейзажей, жанровых снимков на улицах городов, снимков подводного мира, в который я влюблен и, наверное, по-настоящему в нем отдыхаю.
4. Однако вернемся к фотографии. Для вас принципиально, чем именно фотографировать? Какая техника у вас в руках. Согласны ли вы с утверждением, что настоящий профессионал сможет сделать хороший снимок хоть спичечным коробком?
- Когда я начинал снимать, вопрос техники остро не стоял: мы покупали ту технику, которая была в Советских магазинах, и предел мечтаний были Зенит и немецкая Практика. У меня сначала появился Зенит, а потом мне удалось купить Практику. Из пленочных камер последней у меня была камера Canon, которую я приобрел в середине 90-х.
- Одним из первых среди моих друзей фотографов я перешел на цифровую технику, это уже было в начале 2000-х. Я изначально имел инженерную подготовку в МАИ, поэтому фототехника в моей жизни занимала не последнее место. В какой-то мере усилило увлечение фототехникой тестирование фотоаппаратов и объективов разных фирм для журнала Фотодело, которым я занимался на протяжении нескольких лет. Увлеченим «фототехникой» и анализ ее перспектив привело к тому, что на определенном этапе я перешел с аппаратов Canon на аппараты Sony, хотя тогда, когда я это сделал, многие просто не верили в то, что у Sony вообще удастся создать по-настоящему профессиональную камеру. Но я на том этапе понимал ошибки менеджеров Canon и Nikon и увидел то, что в последствии вывело Sony в первые ряды. Так что для меня всегда было важно, чем я снимаю. Говорят, хороший художник сможет рисовать и куском картошки, но все же предпочитает хорошие кисти и хорошую краску. Техника не самоцель, но она помогает реализовать определённые замыслы, а для профессионала зачастую помогает реализовывать поставленные задачи.
5. Как вы относитесь к автоматическим «приблудам» в фотокамере, и используете ли вы автоматику или ручной режим фотосъемки?
- Когда-то профессиональная камера и ручной режим были основой профессионала, а автоматические «мыльницы» были уделом любителей. Время меняется и профессиональные камеры все больше и больше оснащаются автоматикой. Сейчас, например, мало кто из профи, снимающих спорт, захочет посоревноваться в съемке, снимая на мануальную камеру с фотокорреспондентом, снимающим на современный аппарат с различными системами автоматики, облегчающими выполнение задач. Кто откажется от современного автофокуса, понимая, что современная система автофокусировки удерживает глаз спортсмена, преодолевающего планку при прыжках в высоту. Ручной режим я иногда использую, но чаще в студии при предметной съемке. Хотя я прекрасно помню, как в 70-е - 90-е годы снимал в мануальном режиме и удавалось удерживать резкость даже в динамической съемке. Но, как говорят, лень — двигатель прогресса, и возвращаться к тому, даже чем неплохо владеешь, испытав новые ощущения от современных камер, уже не хочется.
6. Сейчас доступны камеры различных брендов и форматов. Каковы ваши предпочтения и почему?
- Я долгое время был приверженцем техники Canon, но, как уже говорил выше, наступил момент, когда я понял, что менеджеры Canon тормозят развитие техники и упускают появление новых системных камер. В то время компания Sony только начинала пробивать себе дорогу туда, где балом правили Canon и Nikon. И если говорить о беззеркальных камерах, на которые я перешел, то их появление я предрек еще до того, как Sony выпустило на рынок первую камеру, и мой переход просто стал для меня продолжением тех мыслей о развитии фототехники, к которым я пришел за несколько лет до того, как появились первые модели этих камер.   
7. Если бы вас попросили выбрать три ваших самых любимых, самых запоминающихся фотографии, что бы вы выбрали?
Вопрос очень интересный. Свои фотографии — как дети, каждая дорогая, каждая с чем-то связана, поэтому, может, вспомню отдельные вехи, которые каким-то образом повлияли на меня в моем творчестве.


- 1976 год. «Екатерина Максимова». Я впервые начал снимать в театре. И те первые удачи в съемке театра стали для меня очень важны. Театр я снимаю до сих пор. Этот снимок был сделан в Большом театре. В последствии я написал эссе о съемке этой работы.


- 1994 год. «Мадонна оппозиции». Это один из немногих снимков, который я отношу к репортажным портретам, и который снимал минут пятнадцать, что для меня много. Этот снимок также описан в моем эссе, посвященном этой работе.


- 2006 год. Одной из моих визитных и любимых работ является «Летний дождь Барселона». Ей уже 15 лет, она не раз участвовала в различных фотовыставках и каждый раз привлекала внимание зрителей. Когда впервые я ее показал на фотосайтах, были большие дискуссии: всех интересовала технология, каким образом эта работа была создана. После моего рассказа многие пытались повторить эту съемку и обработку, но в иных условиях, и многие присылали мне свои работы, спрашивая мое мнение.
8. А если вам надо будет назвать три наиболее запомнившихся, впечатливших вас чужих фотографии, что это будет и кого бы вы выделили из известных фотографов?
Сразу после окончания института меня призвали в армию, и я, молодой лейтенант, оказался под Ригой, где прослужил 1,5 года. В то время в Москве увидеть фотовыставку было большой удачей, а в Риге они сменяли друг друга постоянно. Эти 1,5 года во многом определили мое отношение к фотографии, и прибалтийские фотографы стали для меня близки на долгие времена. Кого из этих фотографов я могу выделить, если честно, это тяжело. Я назову троих, с работами которых столкнулся в первые дни моего пребывания в Риге и которые запали в душу. Знаком лично был только с Вильгельмом Михайловским.
- Гунар Бинде
- Вильгельм Михайловский
- Ромуальдас Ракаускас
Выделить конкретную фотографию каждого из них я не смогу. Если вспомнить поразившие меня тогда серии фотографий — это серия Humanus Вильгельма Михайловского, Цветение Ромуальдаса Ракаускаса и, наверное, фотография «Сидящая у кресла» Гунара Бинде.
9. Некоторые фотографы утверждают, что надо снимать так, чтобы постобработка сводилась к минимуму или вообще отсутствовала, но, судя по вашим работам, то, что может выдать вам камера, - лишь материал, из которого вы создаете изображение в соответствии с вашим виденьем реальности. Например, ваша известнейшая фотография «Дождь в Барселоне» — это не только работа в фотошопе, но и совмещение двух отдельных кадров. Есть ли для вас граница или доминантой является утверждение Пабло Пикассо «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу»?
- Подобные утверждения фотографов я слышал, но в основном это были утверждения тех, кто снимал в доцифровую эру на слайды или просто по долгу работы сдавал отснятый материал в редакцию и дальше не заморачивался дальнейшей судьбой отснятого материала. Для меня процесс съемки, обработки и печати фотографий всегда были основными составляющими будущей завершенной работы. Для меня была важна авторская печать фотографий, которые попадали на фотовыставки. И те, кто утверждал, что постобработка не нужна, редко печатали авторские снимки: для этого были печатники, которые и создавали те работы, которые мы в последствии видели на выставках, и, как не странно, лучших печатников все очень хорошо знали. Поэтому утверждение о минимальной постобработке для меня всегда касалось только слайдов. Хотя слайды, если предназначались для полиграфии, так же проходили определенную постобработку, о которой фотограф зачастую не задумывался. А вот если говорить о любительской фотографии, то там это утверждение, когда во множестве появились фотолабы, стало определяющим: снял, отдал в фотолаб, получил проявленную пленку и фотографии.
- С данным утверждением Пикассо я не совсем согласен. Я считаю, что художник, как и фотохудожник, в частности, зачастую уже изначально видят то, что мы потом видим на готовой работе. Мне часто в свое время говорили, смотря на мои работы городского Одесского пейзажа, что их фактурность и цвет неестественен, что люди видят в основном серые блеклые стены старых домов. Я же видел фактуру и цвет камня ракушечника с наслоениями старой штукатурки и краски, и они были далеко не серыми. Широты и пленки, и матрицы, зачастую, не хватает, чтобы отразить ту реальную картину, которую нам удается увидеть. И если за эталон принимать возможность светочувствительного материала и на основе этого говорить, что я так вижу, то это заблуждение. Мы видим объёмные красивые облака, а на отснятой картинке они еле заметны — все на себя забрала фактура пейзажа, и надо многое предпринять, чтоб вернуть то, что ты видел при съемке.
10.  Сергей, последний вопрос: что, где или кого вы еще не успели сфотографировать, но очень хотели бы это сделать?
- Я не представляю то время, когда бы я смог сказать, что я все и всех отснял и снимать уже нечего. Мир настолько многообразен и интересен, что им можно наслаждаться вечно, и если ты способен делится с окружающими тем, чем восторгаешься сам, то и снимать будешь всегда.
     Сергей, спасибо за столь содержательные и исчерпывающие ответы. А теперь предлагаем вниманию уважаемого читателя несколько работ, отобранных Сергеем Милицким для данной публикации.

Не учите убивать. Середина 90-х.

Свой крест. Иерусалим 2009.

Андрей Макаревич 90-е.

Красная площадь 2021.

ГУМ 2020.

"Новая" Москва наступает 2020.

Успенская церковь в г. Кондопога 2004.

Старт Союза ТМ-29 1999.

Музыка тревоги... 2002.

Падший ангел 2009.

Другие публикации о Сергее Милицком:

 

1. Сергей Милицкий: «Без фотографии мне не дышится».

2. Фотография как воздух..., это не профессия, это жизнь.

3. Сергей Милицкий. «Хрупкая гармония равновесия».

4. Сергей Милицкий "Творческие методы в фотографии".

5. Фотовыставка Сергей Милицкий "Цветовые Рефлексы Города" в ТК Галерея.

6. Бахрушинский музей открывает выставку Сергея Милицкого.

Дата: 21.03.2021





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх