ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Электроника>>Фотография и Фототехника>>Классические объективы для цифровых камер Sony

Автор: Александр Бахтурин

 

Классические объективы для цифровых камер Sony.

 

Да пребудет с нами Светосила и Святой Марумий!
Классические объективы для цифровых камер Sony
Введение и ограничения
Художественность, достигаемая классической оптикой ручного фокуса весьма часто недостижима современными объективами. А подобные им нынешние – многократно отличаются по цене и весу при равном размере кадра.
Это вступление - общее ко всем материалам и перед каждым, дабы не отвечать на явно такие же вопросы, я, уж простите, буду размещать именно его.
Плюсы:
- «Старые» объективы зачастую использовали высококлассное оптическое стекло, ныне доступное лишь 3-4 топовым Производителям и были собраны с хирургической тщательностью, сравнимой с ювелирным производством.
- "Старые" объективы зачастую потеряли "свои" камеры и в современную цифровую эру остались семейными реликвиями: так произошло с оптикой от Exakta, Kodak, Rollei и т.п.
- Вторичный рынок наполнен "стеклом", в комиссионные попадают как распродаваемые коллекции или собрания ушедших фотографов (продаются хозяевами и консультантами по "своим"), так и сбрасываемые наследниками не разобранные остатки. Лучшее продаётся из рук в руки в коллекционерских и специализированных конференциях - а то и на международные аукционы уходит.
- "Старая" оптика великолепно изучена, у неё громадный Индекс цитирования, база сравнений в различных изданиях под различные задачи. Тем не менее, встречается множество статей "графоманов" и "блогеров" не знающих, что такое попало им в руки и в чём его преимущества.
- Просто адаптировать и множество производителей, однако - множество и халтуры. Старые приёмы выбора объектива - посчитать количество винтов в байонетных кольцах - работают и для адаптеров. Редкий адаптер дорог, сложный - тоже, но и становящийся популярным (например - интерадаптеры) так же дорожает нещадно.
Минусы:
- Первым я должен назвать пример радиофобии: боязнь объективов с использованными радиоактивными легирующими солями в стеклосплаве. За 50 лет жизни полураспад солей произошёл, агрессивность излучения минимальна, но есть оптические последствия: "чайный" оттенок стекла и его неоднородность как частый результат изменения химического состава стекла. Иногда упоминают и об изменениях базовых оптических свойств - преломления такого стекла.
- Просветления и чернения очень различны и очень важны.
Поверхностное просветление химическое очень нежное физически и вкусное для грибка. Впрочем, испарённые и электростатические, хотя и много прочнее, так же поедаются с удовольствием. Только внедрённые физические покрытия недоступны для бактериальной или грибковой заразы. Чернение может выцветать, выгорать и осыпаться или менять оттенок/цвет/равномерность - результатом станет, как минимум, падение контраста при закрывании диафрагмы. Как максимум - нестойкость к паразитным засветкам.
Если старое просветление можно "перекрыть" новейшими защитными светофильтрами, то дефект чернения требует, как минимум, дорогой операции нанесения заново.
- "Экземплярность", наличие персональной истории: вероятно, что подпрыгнувшая при перевозке именно этого единственного объектива грузовая машина привела оптическую схему в уникальное положение. Это вовсе не значит, что все остальные объективы данного года выпуска - такие же, но упёртого фотографа с его мнения не сдвинуть никак.
- Желание сделать Фотографию более доступной массам неотступно двигало прогресс в сторону лучшей передачи данных между камерой и объективом. До наступления цифровой эпохи усовершенствования происходили в области механической связи. Чем сложнее она - тем легче её нарушить, тем доступнее внутренние элементы объектива для внешних воздействий. Оттого сегодня для "адаптируемых на цифру" объективов перестаёт быть критическим параметром вес, но на количество винтов в оправе и количество лепестков в диафрагме мы обращаем первостепенное значение.
- Редкие коллекционные образцы оптики хранились так, что их можно демонстрировать как образцы. Любое внедрение в классическую оптику требует последующей юстировки. Ремонт могут осуществить единицы уникумов рода человеческого и это - дорого и долго. Тем более - когда ремонтировать нечем. Покупка дешёвого объектива может превратиться в длительную попытку его продать после многих мучений.
- Многие сверхсветосильные объективы и супер-портретники именно сферичностью достигали потрясающего размыва заднего плана и внушающего художественный трепет отрыва Объекта от фона. Цифровая матрица - абсолютно плоская и не прощает заигрываний невзирая на совершенные микролинзы над каждым пикселем. Низкое разрешение превращается в падение цветового и общего контраста, грязные цвета и световую кашу, гашение контраста границ (микроконтраста) - но всегда найдётся очарованный любитель, который ЭТО назовёт "кремовым рисунком"!
Общее правило:
Каковой должен быть объектив ручного фокуса, чтоб работать на цифровых камерах хорошо?
Во-первых, понятие "хорошо" у каждого будет своим согласно собственным понятием "допустимого греха". Однако, Общие правила есть. Их можно "почувствовать" - репутация надёжных и любимых так просто не появляется. Тем не менее, имеющий то, что ему нравится, будет отстаивать его "суперность" невзирая на факты так же, как тот, кто очень хочет подороже продать свой раритет.
Второе: это не должен быть широкоугольник более 24мм, т.к. уже у объективов широкоугольнее 35мм трудно найти достаточно плоскостные изображения;
Третье: Это будет объектив с лучшим возможным просветлением и чернением и с лучшей их сохранностью. Массово использовался редакциями? - возможно, это он;
Четвёртое: Это, скорее всего, объектив достаточно дорогой и сложный, но не предельной светосилы. И точно - не зум: исключения лишь подтверждают правило;
Пятое: Это объектив с плавающими (Floating) и корректирующими (CRC) оптическими элементами (теперь встречаются объективы с электронным управлением этими элементами!), с асферическими линзами в задних элементах и ахроматическими линзами в конструкции. Соотношения линз и элементов 5-7/6-8 и т.п., скруглённые лепестки многоэлементной ирисовой диафрагмы, задний элемент Гауссового типа и вогнутая передняя линза - сигналы, работающие с первого взгляда как признаки сложной и достаточно совершенной оптической схемы..... Именно эти технологии определяют плоскостность для лучей разных частей спектра на разных дистанциях фокусировки.
Итог:
Упоминаемые ниже объективы были проверены мной или «референсными» людьми и выдерживают требуемые параметры изображения даже на современных матрицах. Я посоветовался с друзьями, коллегами и клиентами - с какого Производителя начать.
Следуя правилам Статистики, рекомендующей отбрасывать крайние значения, я не обратил внимание на экзотические и насмешливые советы.
Прошу помнить, что ниже пойдёт обобщение моего (и не только) опыта общения с многими объективами и это НЕ означает, что у кого-то не может быть иного опыта и мнения. Я многих спецов знаю, до которых мне как до пояса астероидов на ослике...
Итак, ЭТО было всё ещё введение…
Canon
В нашем распоряжении великолепный Canon Museum, так что пойдём ПО ВСЕМ сериям.
S
- Резьбовые объективы LTM M39
Помимо того, что эти объективы Canon и хороши для плёночных дальномерных камер, часть из них работоспособна с современными сенсорами.
Canon 28/3.5II 1957
Canon 35/2 II 1963
Serenar 35/3,2 1951
Canon 50/0,95 1961
Canon 50/1.2 1956
Canon 50/1.4 II 1959
Serenar 50/1.51952
Canon 85/1,9 II 1958
Serenar 85/2 II 1951
Canon 200/3.51957
Отдельно следует отметить Canon 50/0,95 1961: уникальный объектив, НО пафоса и вложения средств в нём больше, чем художественности. Canon 50/1.2 1956 ни сколько ему в картинке не проигрывает.
Обращаю внимание на происхождение оптических схем: они не являются прямыми копиями германских объективов, это – дальнейшее развитие, как правило; Тем не менее, обилие «римских двоечек» показывает нам, что Canon доводил их – многие доведённые объективы сегодня действительно не плохи.
R
- Байонетные объективы для первых SLR Canon R (1959-61)
Они не имели столь широкого распространения как массовые FD в последствии. Но и среди R-объективов есть пара неплохих:
Super-Canomatic R 35/2.6 1960
Super-Canomatic R 50/1.8 II 1960
FL
- Байонетные объективы для SLR Canon (1962-74)
Ими снимали много и не берегли, это "старейшины" вторичного рынка.
FL 50/1.4 II 1968
FL 55/1.2 1968
FL 58/1.2 II 1966
-вторая половина 60-х – это время поиска наилучшего сверхсветосильного стандартного объектива, неудач было больше, чем достижений. И Canon в этом соревновании не преуспел.
FD
- Байонетные объективы для SLR Canon (1970-79)
Середина-конец 70-х – "золотой век" малоформатной оптики. Объективы FD были наиболее массовы и наиболее профессиональны. Именно в этот момент Canon выделил свои наиболее важные модели литерой "L". Кроме того, лучшие модели имели наиболее совершенное просветление Super Spectra Coating (S.S.C.).
FD 24/1.4 S.S.C. Aspherical 1975
FD 35/2 II S.S.C. 1976
FD 50/1.4 II S.S.C. 1973
FD 55/1.2 S.S.C. Aspherical 1975
FD 85/1.2 S.S.C. Aspherical 1976
FD 85/1.8 S.S.C. 1974
FD 100/2.8 S.S.C. 1973
FD 200/4 S.S.C. 1975
- все вышеперечисленные я пробовал сам. Особо предупрежу о сверхсветсосильных 85мм: именно сферичностью достигается их портретность, в плоскость матрицы они не попадают, пока не окажутся задиафрагмированы до F:4. Эффект можно использовать, но это уже очень индивидуально. Ещё один объектив – FD 55/1.2 AL 1971 был хорош, но Вам должно сильно повезти и в том, чтоб его встретить, и в том, чтоб его состояние оказалось достойным.
New FD
- Байонетные объективы для SLR Canon (1989-80)
Canon усовершенствовал байонет и упростил конструкцию: себестоимость понизилась, оформление улучшилось, удобство пользования возросло. Началось активное завоевание любительского рынка. Качество стекла – хорошо, если осталось на том же уровне.
New FD 24/1.4 L 1979
New FD 50/1.4 1979
New FD 50/1.2 1980
New FD 85/2.8 Soft Focus 1983
New FD 100/2 1980
New FD 135/3.5 1979
New FD 200/2.8 1979
New FD 300/2.8 L 1981
Обращаю внимание, что с L – только два объектива, и светосильный "полтинник" - без регалий. 85 Soft Focus 1983-го года позже многократно копировался и упрощался любителями не покупать лицензий, он и сегодня редкий… New FD 24/1.4L оказался достойным наследником и развитием FD 24/1.4 S.S.C. Aspherical 1975-го года.
Ещё один объектив я не назвал из-за крайне нестабильной "экземплярности" - видимо, в него не было заложено достаточной надёжности, но - если повезёт… - это New FD 85/1.8 1979.

Minolta
Для Sony Alpha E/FE-камер, первых малоформатных цифровых ILC, Minolta является "дедушкой", о котором осталось много добрых воспоминаний и на которого равняются. Оптика для SLR-камер Minolta SR, сохраняя наименование в пределах серии, каждый второй год модифицировалась со значительными изменениями оптической схемы. Немногие объективы обеспечивают плоскостность и их выявление – серьёзная задача.
Объективы MC крупнее, прочнее и это – ведущие признаки в нынешнем выборе.
Rokkor-SG 1958-70
- это старые объективы, но и среди них встречаются уникумы по рисунку:
Auto Tele Rokkor 100/2
Auto Tele Rokkor 135/2.8
MC-Rokkor 1966-77
- наиболее необычные и полезные объективы для художественной картинки. VFC – "с изменяемой кривизной поля", объектив с управляемым особым кольцом оправы наклоном одной из линз, прототип будущих архитектурных объективов. Потрясающий MC Rokkor-PG 58/1.2 выпускался в 3 поколениях и 8 подвариантах, два варианта второго поколения (1971 и 1973) имеют задний элемент большого диаметра (Гауссс) и завидную плоскостность.
MC Rokkor VFC 24/2.8
MC Rokkor-PG 58/1.2
MC Rokkor 85/1.7
MD-Rokkor 1977-82
- зарекомендовавшие себя с лучшей стороны у огромного количества пользователей. Проблема только одна – ими очень много работали, берегли - но не жалели.
MD Rokkor 45/2
MD Rokkor 85/2
MD Rokkor Varisoft 85/2.8
MD Rokkor 100/2.5
MD Rokkor 135/2
Minolta AF с байонетом А, Sony с байонетом А 1983-2016
- по просьбе большого количества фотографов я внесу в этот перечень автофокусные объективы Minolta, отличающиеся НЕ ТОЛЬКО уникальностью рисунка и нынешней дешевизнОй, но и плоскостностью; тут придётся назвать несколько "имён собственных", уникальных наименований коллекционерского сообщества, "короновавших" любимые объективы:
AF 28/2.8 1985
AF 35/2 1987
AF 50/1.7 1985
AF 100/2.0 1986
AF 100/2.8 Macro 1:1 1986
AF Zoom 35-70/4 Macro 1985 («Малыш»)
AF Zoom 70-210/4 1985 («Пивная банка»)
- право слово, у этих зумов плоскостны лишь некоторые фокусные на шкале зуммирования, да и то при несколько (или при достаточно) прикрытой диафрагме
AF 80-200/2,8 HS APO G 1993
Sony SAL24F2ZA Carl Zeiss Distagon T* ZA 24/2.0 2010
Minolta/Sony SAL35F14G 35/1.4G 1986/1996
Sony SAL135F18ZA 135/1.8 Carl Zeiss Sonnar T* ZA 135/1.8 2007
Olympus
Olympus - это отдельная религия, которую я очень уважаю. В 1998 у меня стоял выбор между Nikon F3hp и Olympus OM-3Ti..., выбор решило наличие квалифицированного сервиса. Из немалого количества выпущенной ОМ-линейки постоянно упоминаются 5-8 объективов, любимых и авторитетных. Однако, цифровая камера предъявляет дополнительные и очень жёсткие требования. Первым признаком плоскостности ОМ-объектива является стойкость к паразитным лучам, вторым - стабильность резкости картинки от угла до угла вне зависимости от расстояния до объекта и значения диафрагмы. Отсутствие мультипросветления можно заместить использованием современного дорогого и совершенного защитного светофильтра, но - вспомним: фотохудожники всегда ценили однослойно-просветлённые (SC) объективы за "особенный" цвет!
Olympus и в плёночные времена коллекционировался "по номерам" (как и Nikon или Leica) - разнообразие версий требует тщательного изучения особенностей каждой из них.
Я приведу "беспроигрышные", явно соответствующие поставленной задаче (полное наименование может меняться в соответствии с рынком и временем!):
OM Zuiko MC Auto-W 24/2.8
OM Zuiko MC Auto-W 28/2.0
OM Zuiko MC Auto-S 50/1.4
OM Zuiko MC Auto-S 50/1.8 Mk3
OM Zuiko MC Auto-T 85/2
OM Zuiko MC Auto-Macro 90/2.0
OM Zuiko MC Auto-T 100/2.0
OM Zuiko MC Auto-T 180/2.0
OM Zuiko MC Auto-T 250/2.0
За последние два - простите, не удержался)))
- И последнее: OM Zuiko очень "съедобные" для грибов и бактерий, как просветления, так и прокладки.
Pentax
Пользователи Pentax не на столько художники как минольтисты, но видя охотника с рюкзаком и карабином я ожидаю увидеть именно эту камеру... Снимали много - и в поле, в горах, в заснеженных болотах, в пыльных цехах... Репутация высокоремонтопригодных сыграла злую шутку: есть модели оптики, что разъюстированы почти все.
М37
- эту группу очень трудно найти, но ради одного объектива есть смысл –
Takumar 83/1.9 1953
M42
- резьбовые Такумары, названные в честь одного из основателей Компании, остаются желанными и дорогими даже на вторичном рынке и удивляют даже сегодня. Некоторые из них «пересаживают» на байонеты других камер хирургически. Многие из этих объективов на матрицах работают иначе, нежели на плёнке: надо пробовать! Super Takumar 105/2.8 не был чем-то удивительным в плёночные времена, но экземпляр моего коллеги, протестированный лучшими нынешними студийщиками, заслужил высочайщую оценку. И особо отмечу уже знакомый Takumar 83/1.9, ради которого имеет смысл «начинать раскопки».
SMC Takumar 15/3.5 1975
SMC Super Takumar 35/3.5 1959
Super Takumar 50/1.4 1964
SMC Super Takumar 50/1.4 1965
Takumar 83/1.9 1957
SMC Super Takumar 85/1.8 1960
Takumar 200/3.5 1958
К
- Были «просто» К, позже - передизайненные в М и А с добавленной автоматикой. Внешний вид разный, оптическая схема, чаще всего – та же. Я предпочитаю «серединку». Великолепный 50/1.4 в любом варианте хорош, если не испорчен - характеристики изображения побивают цифровые полтинники легко! Takumar Bayonet 135/2.5 "побил" в тестовой съёмке новейший автофокусный аналог от лучшего Производителя.
SMC A 15/3.5 1984
SMC 28/2 1976
SMC M 28/2 1980
SMC 50/1.4 1975
SMC M 50/1.4 1977
SMC А 50/1.4 1984
SMC A 50/2.8 Macro 1984
SMC A 85/1.4 1984 (?)
SMC 85/1.8 1975
SMC Super Takumar 105/2.8 1975
Takumar Bayonet 135/2.5 1980
SMC A 200/2.8 ED 1984
SMC A 300/2.8 ED (IF) 1984
SMC M 300/4 1981
SMC A 400/2.8 EF (IF) 1986
F
- уникальная Limited-группа началась с трёх объективов; два из них уникальны необычным фокусным расстоянием, рассчитанным не по фотографическим традициям, а по логике физиологии зрения. Средний, 43мм объектив, для использования "на цифре" с ручной фокусировкой не особенно интересен, таких – предостаточно; а вот его М39, дальномерный вариант, отличается интересным рисунком – только крайне редок и дорог.
SMC FA 31/1.8 AL Limited 2001
SMC FA 77/1.8 Limited 1999
Nikon
Тут я пойду по фокусным расстояниям с внутренним указанием серий: pre-Ai (K), Ai и Ai-s; Nikon для меня тема многострадальная... Особо отмечу, объективы pre-Ai (K) с гравировкой на оправе "Pat.pend"/"Pats.pend" - это выпуск под завоевание американского рынка, обладали завышенными (!) действительными эксплуатационными характеристиками. Золотой век механики. Заодно обратите внимание на количество винтов и толщину материала в байонете Ai и Ai-s: всё СРАЗУ становится понятно.
24-35мм - на цифре лучше прочих работают 2,8 и редкие, наиболее "молодые" и совершенные 2,0 . Указываю даты выпуска, номера - сами знаете где искать.
К 24/2,8 (1/1975 - 3/1977)
Ai 24/2,8 (1/1977 - 9/1981)
Ai-s 24/2,8 (8/1981 - 2010)
Ai 24/2,0 (8/1977 - 11/1981)
Ai-s 24/2,0 (10/1981 - 12/2005)
Ai-s 28/2,8 (8/1981 - 2010)
К 24/2,0 (11/1975 - 1977)
Ai 24/2,0 (1977 - 11/1981)
К 35/2,8 (6/1974 - 1978)
Ai 35/2, 8 (111977 - 1979)
К 35/2,0 (3/1975 - 1977)
Ai 35/2,0 (1977 - 8/1981)
Ai-s 35/2,0 (6/1981 - 2005)
Тут надобно обязательно упомянуть один редкостный, но действительно встречающийся объектив, дальномерный - он встречается и с байонетом Nikon S, и на M39 резьбе:
35/1.8 (9/1956 - 2008) W-Nikkor C
Редкостный "электронный" Ai-P 45 с процессором для связи с "компьютерными" камерами: этот тессаро-подобный раритет нынче - коллекционного класса. И очень, по ряду важных признаков, он похож на разработку Voigtlander с корнями, идущими к Leica Elmar 35/3,5.
Ai-P 45/2,8 (2/2001 - 3/2006)
"Полтинники" - самая тяжесть споров в них. Но время всё решило за нас: Эволюция 50-55-58мм с разными светосилами свелись к ТРЁМ объективам, один из которых и сегодня стоит как Zeiss Otus или Leica Noctilux. А третий - едва ли не до сегодняшнего дня производится. Но я упомяну и "родоначальника": как ни странно, но в 1959 году был создан почти идеальный объектив для цифровых камер!
Ai-s 50/1,2 (3/1978 - 2005)
K/Ai/Ai-s 50/1,4 (1/1976 - 2015)
Ai-s 58/1,2 (11/1981 - 1998) Nokt
K 58/1.4 (10/59 - 1/62) Nikkor-S Auto
Опять же, упомяну очень редкостный и сверхдорогой, но встречающийся ещё дальномерный
50/1.1 (1959 - 1961) Nikkor-N
105-ые объективы - стандарт официального портрета. Первый подобный у Nikon разрабатывался для дальномерной камеры. Но нас интересуют варианты Nikon F - многократные победители портретных оптических конкурсов, применявшиеся и репортёрами, и художниками очень широко. Две модели из многих имеют разное оформление при одинаковой оптической схеме 5/4 - с Гауссом и со скруглёнными 7-ю лепестками диафрагмы. Именно они – лучшие и для цифрокамеры тоже.
pre-Ai 105/2,5 (1973 - 3/1975) Nikkor-P.C Auto
K 105/2.5 (9/1974 - 1977)
Уникальна следующая пара 9-ти лепестковых:
Ai-s 105/1,8 (3/1981 - 2005)
AF 105/2,0 (9/1993 - 2015) D DC (Defocus Control) - управляемое размытие переднего или заднего отрезка зоны нерезкости. На зеркалках визуально НЕ контролируется, в отличие от ILC. На 220 грамм легче своего 135-го брата. И много лучше по картинке.
Великолепными 135-ми Nikon всегда отличался, всех светосил объективы с 1959 по 2015 годы были тепло любимы фотографами. Однако, для цифрокамер идеальны два:
K/Ai/Ai-s 135/2,0 (12/1975 - 2005)
AF 135/2,0 (5/1995 - 2015) D DC (Defocus Control)
они тяжёлые (860-870г) настолько, что я был вынужден от них отказаться. Ai – абсолютно лучший из них.
Представляю, как сейчас затопают ногами любители 135/3,5 !
Портретная классика - это 180мм от Nikon: тут важна принципиальная позиция или картинки не будет....
Ai 180/2.8 (1977 - 10/1981)
AF 180/2,8 (12/1994 - 2015) D IF-ED - этот легче и совершеннее оптической схемой
Невозможно пропустить хотя бы один Nikkor-Micro, но за победу боролись два -
Ai-s 55/2,8 (12/1979 - 2010) Micro
AF 200/4.0 (10/1993 - 2010) D Micro
Заканчивая короткое перечисление Nikkor-ов считаю необходимым упомянуть возможность механической доработки pre-Ai и К-объективов до уровня Ai - так вот: на адаптере к цифровой камере это бесполезно даже если адаптер - автофокусный.
Zeiss
Оптика Карл Цейс ценилась всегда и понятно почему. Подход Цейса традиционно-репортажный, с прозрачным высококонтрастным рисунком. Уникально сочетание репортажной высокой резкости с богатством цветов, достигнутое в серии Otus. Маленькое, но общее правило (особенно важно для всего, что шире 35мм): хотите плоскостной резкости и точных цветовых оттенков - воспользуйтесь "плато" в диапазоне F:4.0 - F:8.0.
CZ S
Байонетная оптика дальномерных камер строилась бескомпромиссно, многие объективы из ассортимента действительно плоскостны
Biogon 21/4.0
Biogon 35/2.8
Sonnar 50/2.0
Sonnar 50/1.5
Sonnar 85/2.0
Sonnar 135/4
Sonnar 180/2.8 Olympic
Contarex
Distagon 35/2.0
Planar 50/2.0
Exakta
Biotar 58/2.0 (не просветлённый)
CZ C/Y (MM – скруглённые лепестки диафрагмы, производство в Японии)
Distagon MM 28/2.0 1975
Planar MM 85/1.4 Classic 1975
Planar MM 100/2.0 1980
CZ G
Оптика для автофокусных Contax G стала весьма быстрой в фокусировке на новейших адаптерах DEO Techart TA-GA3 Golden Eagle MkIII
Biogon 21/2.8
Biogon 28/2.8
Planar 45/2.0
Sonnar 90/2.8
CZ Milvus ZF.2/ZE/ZS
SLR-объективы, при редизайне в Milvus были внесены изменения и в дизайн корпусов, и в оптические схемы.
Distagon 15/2.8
Distagon 21/2.8 Classic
Distagon 25/1.4
Distagon 25/2.0 Classic
Planar 50/1.4
Macro-Planar 50/2.0
Planar 85/1.4 (Classic и Milvus)
Macro-Planar 100/2.0 (Classic и Milvus)
Sonnar 135/2.0
CZ ZM
Уникальные объективы для извечного конкурента – Leica, для "дальномерок" с M-байонетом. Zeiss «воюет» жёстко: очень высокое качество при относительно-доступной цене.
С Biogon 21/4.5
Distagon 35/1.4 (от 2.8)
Biogon 35/2.0
С Sonnar 50/1.4
Sonnar 85/2.0
Tele-Tessar 85/4
CZ Otus
Самые дорогие современные малоформатные фотообъективы, они же самые тяжёлые в каждой группе, но и самые великолепные по рисунку. Являются «пробирными камнями» при сравнении с большей частью остальной оптики.
Apo Distagon 28/1.4
Distagon 55/1.4
APO Planar 85/1.4
APO Sonnar 100/1.4 (на момент написания – ещё не)
CZ Loxia
Компактные (диаметр светофильтра 52мм) объективы ручного фокуса для цифровых Sony FE-камер.
Distagon 21/2.8
Distagon 25/2.4
Biogon 35/2
Planar 50/2
Sonnar 85/2.4
Voigtlander
Древнейший производитель оптики почил в бозе после 158 лет создания фотографической оптики, но был возрождён через 2 года, в 1999, компанией Cosina. Именно возрождён, а не «использовано имя» - на базе прежних оптических схем созданы новые модели и целые направления при сохранении традиций качественного производства.
SL/SL II
SLR-оптика с переработанными оптическими схемами в точности соответствующая задачам работы с цифровыми камерами. Нередко оказывается более совершенной даже при сравнении с «родными» объективами. SLII соответствуют цейсовским ZF.2 – в них встроен процессор, передающий в камеру EXIF-информацию и поддерживающий даже Программные режимы аппарата.
Color-Skopar 20/3.5 (SL II N) 2009 - самый "молодой" по разработке современный "двадцатник"- блинчик
Color-Skopar 28/2.8 Aspherical (SL II N) 2012
Ultron 40/2.0 Aspherical (SL/SLII N/SL II S) 2012 - третье поколение блинчика
Nokton 58/1.4 S (SL II S) 2015 самый "молодой" по разработке современный неавтофокусный полтинник
Heliar 75/1.8 (SL)
Macro Apo-Lanthar 125/2.5 (SL) 2001 (нынче его стоимость выросла в 3-8 раз относительно MSRP, его «безвременная кончина» была связана с размещением производства Zeiss на производственных мощностях Cosina- Voigtlander)
VM
Cosina-Voigtlander воспользовалась открытым протоколом Leica-М-байонетом для создания весьма зАвидной линейки оптики, которая отлично адаптируется к камерам Sony. Однако, для Широкоуголных – общее правило: использовать плато характеристик F:4.0 - F:8.0. Отмечу доступность на вторичном рынке однослойно-просветлённых вариантов оптики, ценимых художниками.
Ultron 28/2.0
Nokton 35/1.2 II
Nokton 35/1.4 Classic SC/MC
Nokton 40/1.2 Aspherical
Nokton 50/1.2 Aspherical
Nokton 40/1.4 Classic
Heliar 75/1.8 Classic
VE
Cosina-Voigtlander создала для Sony потрясающий ассортимент оптики FE, изначально готовой для самых сложных задач. Новейшие "прямые" компактные сверхширокоугольники, доработанные оптические схемы классических широкоугольников и "на зло" переработанные уникальные макро-объективы. И много новых разработок, весьма неожиданных и преотличных! Ожидание появления автофокусировки в этих объективах – дамоклов меч над ассортиментом конкурентов…
Hyper-Wide Heliar 10/5.6 E 2016
Ultra-Wide Heliar 12/5.6 E 2016
Super-Wide Heliar 15/5.6 E 2016
Color-Skopar 21/3.5 Aspherical E 2017
Ultron 28/2.0 E 2018
Nokton 35/1.4 Classic E 2017
Nokton 40/1.2 Aspherical E 2017
Nokton 50/1.2 Aspherical E
Heliar 75/1.8 Aspherical E (?)
Macro Apo-Lanthar 65/2.0 E 2016 (заметьте как соотносятся его характеристики с Macro Apo-Lanthar 125/2.5 SL)
Macro Apo-Lanthar 110/2.5 E 2018 (заметьте как соотносятся его характеристики с Macro Apo-Lanthar 125/2.5 SL)
MS-Optics
Оптика ручной работы Мастера Sadayasu Miyazaki, с 1996 года строящего объективы с байонетом Leica-M. Производимая малыми партиями оптика уникальна трижды: при не уступающем Большим Производителям, качестве, стоимость вполне умеренна, а размеры объективов – минималистичны. Как и объёмы производства (от 50 до 500 шт). И они великолепны в совместимости с современными матрицами. Почти все!
Perar Retro Focus Ultra Thin 17/4.5 (толщина 10,2мм, вес 60г, 100 градусов)
Perar Super Wide Triplet 21/4.5 MC (толщина 5,2мм, вес 45г, 90 градусов)
Perar Super Wide Triplet 24/4.0 MC (толщина 5,2мм, вес 40г, 82 градуca)
Apoqualia-G II 28/2.0 F-MC (толщина 9,8мм, вес 70г, 75 градусов, плоскостная резкость на F:4.0, оптимум F:8.0)
Apoqualia-G 35/1.4 F-MC (плоскостная резкость c F:2.8) – страшный мазохизм есть в попытке сравнивать MS-Optics Apoqualia-G 35/1.4 F-MC с Leica Summilux-M 35/1.4 (и 35/1.4 Asph) с Zeiss Distagon T* 35/1.4 ZM с Voightlander Nokton Classic 35/1.4 MC… не приведи Боже!
Apoquaria-G 35/1.4 F-MC (плоскостная резкость c F:4.0) и он же – в варианте
Reiroal 35/1.4 F-MC (100 шт. для MAP-Camera с плоскостностью с F:5.6 - это уже не то...)
Perar Super Triplet Mark II Retracted 35/3.5 (вес 75г, 65 градусов, танталовое стекло)
Protar 40/6.3 MC Macro Historical Series #1
Sonnetar 50/1.1 MC (плоскостная резкость c F:2.5)
Ernostar 50/1.8 F-MC Historical Series #2
Protar 57/2.0 Historical Series #4
Petz 57/2.0 F-MC Historical Series #5
Petz Vario 57/2.0 F-MC Historical Series #6 (управляемый уровень комы – радиального растяжения)
Sonnetar 73/1.5 F-MC (плоскостная резкость c F:4.0)
Fluorit Super Apochromat Aporis 135/2.4 (плоскостная резкость c F:4.0)
Предсказуемые
Samyang
Многоимённая корейская оптика хороша на безденежье – она лучше многих китайских изделий, но подстраховаться лучше вариантами VDSLR, они "посчитаны", просветлены и зачернены лучше. Однако, 8мм (кто хотел фиш-ай?) и 24 Т-S вообще труднозаменимы.
8/T3.8 VDSLR AS IF UMC Fish-Eye CS II Sony E
24/3.5 T-S ED AS UMC Sony E
50/1.4 AF ED AS IF UMC Sony E
85/1.4 VDSLR AS IF UMC Sony E
100/2.8 ED UMC Macro Sony E
100/T3.1 VDSLR ED UMC Macro Sony E
135/2.2 VDSLR ED UMC Macro Sony E
Теперь они и автофокусную оптику производят под Sony E-маунт, но назвать её классической язык НЕ поворачивается.
Laowa Venus Optics, Anhui Changgeng Tech. China
"Неожиданный" производитель качественной и необычной оптики. Множество уникальных решений, заимствованных из медицинской/индустриальной/научной фотографии дополнены серьёзно-переработанными классическими схемами.
12/2.8 Zero-D (прямой!!!)
15/2.0 Zero-D
15/4.0 Wide Angle Macro (1:1)
24/14 Probe Lens (40см "гастроскоп" с осветителем на конце 2см трубы для съёмки с увеличением 2х)
25/2.8 Ultra Macro 2.5-5x (близкий родственник "тубусного меха" Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro)
60/2.8 Ultra Macro (2:1)
105/2.0 STF (да-да, минольтовский смус-транс-фокус в ручном варианте...., сами придумали, видимо))))
Kipon Shanghai Transvision Photographic Equipment + IB/E Optics
Линейка объективов HandeVision Iberit напоминает нынешнюю серию "народных" Leica Summarit-M 35/2.5, 50/2.5, 75/2.5, 90/2.5. Разрешение в разы ниже, как и качество изготовления; дешёвое стекло для инстаграма или непритязательного видео.
24/2.4
35/2.4
50/2.4
75/2.4
90/2.4
Памятуя об фантастическом примере HandeVision Ibelux 40/0.85 Mark II (APS-C) от этого консорциума можно ждать чего угодно - как только сложится подходящая конъюнктура.
Tamron
оптика автофокусная и не плохая для любителя или репортёра, снимающего 24Мп-ой камерой. Раньшие объективы опущу.
35/1.4 Di III RXD FE (2020)
17-28/2.8 Di III RXD (A046) FE
28-75/2.8 Di III RXD (A036) FE
70-200/2.8 Di III RXD FE (2019)
Tokina
-производитель мощный и никуда не торопится, надо пробовать:
FiRIN 20/2.0 FE AF
Opera 50/1.4 FF (пока только под Canon/Nikon)
FiRIN 100/2.8 FE AF Macro
Yongnuo
Был такой великолепный производитель - Hawks Factory мистера Hawk Penn на Тайване. Со временем накопив опыт производства геликоидов и точной механики они "продались" и ушли в другой бизнес. И, скорее всего, именно это предприятие лежит в основе производства копий объективов Canon компанией Yongnuo. А на 2020 запланирован выпуск такого предварительного ассортимента:
35/2
50/1.4
50/1.8 II
85/1.8
100/2 N
Viltrox
- это абсолютно непредсказуемо. В 20мм объектив - точно не верю, а вот 85мм - надо смотреть, может быть не хуже Самьянга.
PFU RBMH 20/1.8 Asph
PFU RBMH 85/1.8 (два варианта - ручного и автофокуса)
"Тигрята" (от понятия «азиатские тигры», т.е. молодые и «резкие», не стабильные, но перспективные и непредсказуемые).
Lomography
От художественного хулиганства Ломографы перешли к производству уникальных объективов «изначальных» оптических схем. Всего их, с вкладными диафрагмами и несовременным дизайном, три модели. Две уникальны, но не плоскостны: New Petzval 85 Art Lens 85/2.2 1840/2013 и Daguerreotype Achromat Art lens 64/2.9 1839/2016. Однако, выпущенный в 2015-ом объектив с УПРАВЛЕНИЕМ сферическим "закручиванием" зоны нерезкости (на зеркалках визуально НЕ контролируется, в отличие от ILC) весьма хорош:
New Petzval 58 Bokeh Control Art Lens 58/1.9 1840/2015
Кстати, изготавливаются они на Красногорском механическом заводе им. Зверева, о чём на корпусах сообщает гравировка.
Lensbaby
Перед нашими глазами этот производитель прошёл путь от игрушек к сложным любительским оптическим конструкторам - и к действительно серьёзным объективам. Новейшие мягкорисующие объективы очень высокого класса и по качеству разработки и производства, и по изображению; как только берёшь в руки - понимаешь, что это - серьёзно:
Velvet 56/1.6 (на 5.6 - особенно)
Velvet 85/1.8 (на 5.6 - особенно)
7artisans Photoelectric / DJ-Optical
35/2 FE
50/1.1 (после F:4.0, низкое качество сборки, юстировки, низкий контраст, малО разрешение)
SLR Magic
- именно они создали прецедент: дешёвую альтернативу лейковскому Ноктилюксу. Реальность оказалась жёсткой. Возможно, именно на их разработке базируются все нынешние подобные объективы, но сама SLR Magic ушла в сторону видео-оптики, которую, тем не менее, можно с успехом использовать на цифровых камерах.
Cine 15T3.5 FE
Cine 35/1.2 FE
Cine II 50/1.1 FE
Cine 75/1.4 FE
Mitakon Zhongyi
Особенно - первые образцы запомнились: не только картинкой, но и металлическими занозами… Кое-что, действительно, доработали с тех пор.
Практически беспроигрышный вариант определения плоскоcтного объектива – наличие диафрагменного значения F:22
Creator 20/2.0 (4,5x) (есть вариант с байонетом Sony FE)
Creator 35/2.0
Creator 85/2.0
Creator II 135/2.8
Hugo Meyer & Co., Goerlitz
Компания с очень сложной судьбой, ныне подконтрольная Mitakon ZY.
Trioplan – модифицированный в 1916 году Hugo Meyer-ом объектив Cooke-Triplet, созданный в 1893 Harold Dennis Taylor. Особенно ценен на открытых диафрагмах своим уникальным рисунком размытия, преобразующим контровЫе лучи в «мыльные пузыри» Бокё. Важна сама попытка восстановления исторических оптических схем объективов классического Meyer-а, но насколько они доведены до требований новейших цифровых камер?... Восстановленный через 100 лет Trioplan 50/2,9 – не плоскостный, но с красивейщим Бокё закручивания, да и у остальных - "особенностей" предостаточно: "картинка" неконтрастна; надежда только на "проявку RAW с дорисовкой". Однако, такая эффектная оптика – это дорого, как правило: для того Mitakon и возродил Meyer, создав в фотомире бизнес-эфект Lexus от Toyota.
Trioplan 35+ Fine Art 35/2.8
Primoplan P58 58/1.9
Nocturnus 75/0.95 Sony FE (базируется на усовершенствованной разработке Mitakon Speedmaster 50/0.95 Sony FE/NiSi 75/0.95 Sony FE)
Somnium II Art 85/1.5 Sony FE (в первом варианте использовался оптический модуль от современного красногорского Гелиос-40, но в механике и с просветлением от Meyer – МНОГО лучше и дороже оригинала)
Trioplan 100/2.8 (классика для снимающих в RAW)
APO-Macro Plasmat 105/2.7 (не !!! Макро, 15 лепестков диафрагмы и «пузырьки» в бокё, оптическая схема Paul Rudolf)
На сладкое))))
 
 
М42
"Нельзя объять необъятное" —
Очень верное напоминание перед этой частью. Страшно браться...
М42х1/45,5 появилась как развитие резьбового крепления Leica (LTM) M39x1/28,8: впервые его использовал в 1947 году Зигфрид Бём для Praktiflex II.
М42 прошла эволюцию от простой резьбы до электронной передачи данных от привинченного объектива - в камеру. За рубежом многие производители фотоаппаратов и объективов выпускали технику с креплением M42×1:
Carl Zeiss, Chinon, Cosina, Fujifilm (Fujica), Kyocera, Yashica, Contax, Schneider, Pentacon-Praktica, Pentax/Asahi, Vivitar, Voigtländer….
М42 ГОСТ 10332-72 СССР/РФ
В СССР оптику для фотоаппаратов производило множество профильных заводов:
Арсенал (Киев), БелОМО (Вилейка), ФЭД (Харьков), КМЗ им. Зверева (Красногорск), КОМЗ (Казань) Юпитер, ЛОМО (Ленинград), ЛЗОС (Лыткарино) Юпитер, Индустар Волна 3М, ММЗ им. Вавилова (Минск) Гелиос Пеленг, НПЗ (Новосибирск), РОМЗ (Ростов), ВОМЗ "Юпитер" (Валдай) Мир Гелиос, ВОЗ (Вологда), ЗОМЗ (Загорск) Юпитер Мир.
Когда в руки попадает “советский” объектив, полезно понимать реальность мучавших тогдашних фотографов страхов купить "изделие", собранное в конце квартала, после праздников, в понедельник и т.п. Контроль по номеру, в лучшем случае, поможет выяснить год и месяц производства - это позволяет определить версию; как и в нынешней пищевой промышленности мало сетовать на обычную нестабильность качества - Производитель имел право заменить компоненты "по производственной необходимости", а рационализации совсем не всегда отвечали чаяниям повышения качества.
Стандартной практикой был перенос производства между заводами - первично после отладки производства, затем - ввиду каких-то отраслевых надобностей.
Для России важнейшим фактором является доступность — благодаря производству на доброй дюжине заводов по всему Союзу в течение 50 лет - "от дедушки досталось" МНОГО чего... Важен и уникальный факт: до оптического завода можно доехать и... знакомства - опускаем вне зависимости от "калибра", но в "эпоху хозрасчёта" при заводских проходных стали появляться магазинчики, в которых можно было купить объектив с талончиком на юстировку и пропуском на территорию в лабораторию контроля качества. Тут-то объектив вам и переберут, и отъюстируют под камеру, и проверят финально....
Однако, отметим и достаточную известность (при меньшей распространенности) объективов из ГДР. Опытные фотографы издавна предпочитали добыть объективы Pentax Super-Takumar (см.соотв. ст.), Fujinon, Porst, Komura или Panagor. Резьбовых японцев было много, их качество было разным, но почти всегда превосходило "восточную" оптику - всю.
Советские объективы имели множество имён, подбирая около-плоскостные я расположил их по "именной нумерации моделей".
Юпитер
Юпитер-3 (CZJ Sonnar 50/1.5) КМЗ, ЗОМЗ, Юпитер
Юпитер-6 (CZJ Sonnar 180/2.8) КМЗ
Юпитер-8 (CZJ Sonnar 50/2.0) КМЗ
Юпитер-9 (CZJ Sonnar 85/2.0) КМЗ, ЛЗОС, Арсенал
Юпитер-11 135/4.0 КМЗ Арсенал
Юпитер-17 52/2.0 КМЗ
Юпитер-21 200/4.0 КМЗ Арсенал (после F:5.6)
Юпитер-37 135/3.5 КОМЗ
Юпитер Super-M1 МС 50/2.0 1998 ВОМЗ
Индустар
Индустар-22 50/3.5 КОМЗ
Индустар-24 105/3.5 КМЗ (23 110/4.5 (Novar-Anastigmat 110/4.5) КМЗ
Индустар-50 50/2.8 ФЭД, ЛЗОС
Индустар-50 50/3.5 КМЗ, КОМЗ
Индустар-61л 50-55/2.8 (Tessar) ФЭД ЛЗОС (лантановый крон стк-6)
Индустар-61-М 50/2.8 (Tessar) КМЗ
Мир
Как правило - широкоугольники:
Мир-46 35/1.4 КМЗ
Мир-47 20/2.5 КМЗ, ЛОМО
Таир
Имя указывает на длиннофокусность:
Таир-11 133/2.8 1955 КМЗ
Таир-11-2 135/2.8 1958-60 (НЕ Таир-11А) КМЗ
Таир-56 150/2,8 КМЗ
Телетаир
APO 300/4.5 ЗОМЗ
Телеар
200/3.5 Арсенал
Телегоир
200/2.8 ГОИ
Оберон
11К 200/2.8 ВОМЗ (!!!)
Гелиос
Гелиос-40 (CZ Biotar 75/1.5 и др.)
Гелиос-44 (CZ Biotar 58/2.05 и др.) множество модификаций, лучшая – 44М-7 КМЗ
Гелиос-77 50/1.8 Валдай Юпитер (лучший – 77-4, на 16Мп)
Гелиос-81 50/2.0 КМЗ Арсенал
Гелиос-103 53/1.8 (Contax rangefinder - CRM) Арсенал
Гелиос-113 40/1.8 Leica M ФЭД
Гелиос-123 Арсат 50/1.4 Арсенал
Волна
Помимо великолепного (для плёнки) макро-объектива существовал и сверхсветосильный портретный полтинник:
Волна-8 50/1.2 Арсенал
Фодис
Фодис-1 135/1.8 МС
Вега
Это имя было "зарезервировано" за объективами фотоувеличителей, но исключения лишь подтверждают правило: вот это был лучший 100мм советский объектив -
Вега-13М 100/2.8 КМЗ
Эра
Эра-6М 50/1.5 КМЗ, Арсенал
Эра-18 50/1.2 или 53/1.2 КМЗ, Арсенал
Зенитар
Гелионар/К/1К 85/1.4 КМЗ
Телезенитар
APO 135/2.8 КМЗ
APO 300/4.5 ГОИ КМЗ
Яшма
Редкостный объектив КМЗ с флюоритовой линзой, позже был выпущен со значительными упрощениями Арсенал-ом и потерял плосткостность
300/2.8
CarlZeissJena (CZJ) DDR
Великолепная линейка оптики для фотокамер Praktica от "народного предприятия" Pentacon - едва ли не единственная официально-продававшаяся с СССР. Унаследованные от Великих германских разработчиков оптические схемы были смонтированы в механике с достаточно малым ресурсом. Объективы были много "нежнее" советских. Они попадали в руки много снимавших Мастеров, не жалевших технику. По общему для всего "социалистического лагеря" правилу, техника постепенно упрощалась и первые поколения остались наиболее совершенными. "Зебра" – мультипросветлённая, "Electriс" – слабее механически, "Q1" – 12 лепестков ирисовой диафрагмы. Ныне очень ограниченно применяются на цифровых камерах.
35/2.4 Flektogon MC
50/1.4 Pancolar 1968
50/2.8 Tessar Q1
58/2.0 Biotar Q1 1936-60
200/2.8 Sonnar MC
 
 
Множество японских объективов были выпущены с резьбовым присоединением М42 и среди них имеет смысл искать «перлы истины». И они весьма дОроги сегодня благодаря уникальному рисунку.
Porst
- массовые, но очень качественные объективы от разных, но лучших производителей японской оптики
50/1.9 D UMC Color Reflex
55/1.2 UMC
135/1.4 Nortiar Tele
135/1.8 Е Tele (CZ Sonnar) Tomioka
135/3.5 Tele (Enna Tele Ennalyt)
Fujinon
- легендарная оптика, широко применяемая и сегодня, из них выделим наиболее известные и плоскостные:
35/2.8 W
50/1.4 EBC
55/1.6
85/4 SF EBC Soft
100/2.8 T EBC
135/2.5 T EBC
Tomioka
55/1.2 Chinon Auto (Tomioka)
50/2 Edixagon/Heligon
100/2/8 Auto Tominon
135/2.8 Sankyo Kohki
Komura
85/1.4 Sankyo Kohki 1968 (16-лепестковая диафрагма с предустановкой)
100/1.8 Sankyo Kohki 1968 (18-лепестковая диафрагма с предустановкой, доработанная схема Ernostar)
135/2.3 Sankyo Kohki 1968 (16-лепестковая диафрагма с предустановкой)
Panagor
- находясь в здравом уме фотограф не расстаётся с объективами этой марки;
28/2.5 PMC Auto Wideangle
55/3.0 PMC Auto Macro (Vivitar MC Macro 55/2.8)
90/2.8 PMC Auto Macro (это не продают находясь в сознании!)
135/2.8 PMC Auto Tele

Leica
Для меня Leica - тема больная и для всех - скандальная и неоднозначная. В силу возможного скандала я уйду от описания любимых объективов.

Дата: 05.07.2019





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх