Здоровье>>Советы невролога>>РЕБЁНОК В ДОМИКЕ ИЛИ К ВОПРОСУ ОБ АУТИЗМЕ
|
РЕБЁНОК В ДОМИКЕ ИЛИ К ВОПРОСУ ОБ АУТИЗМЕ
"Любой человек – аутист… Фёдор Гиренок «Абсурд и речь»
Аутизм, а скорее более широко: расстройство аутистического спектра – очень сложная, деликатная и важная проблема. В это понятие многие врачи из разных стран мира и России, в том числе, вкладывают своё, разное понимание. Я скорее бы сказал, что есть разнообразные нарушения, вызванные разнообразными причинами, но имеющие похожие проявления, которые называют аутистическими. Я стал писать свою заметку накануне 2 апреля – Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). И это огромная и до сих пор до конца неизученная проблема. Аутистические признаки, по сути, можно
найти практически у каждого человека, второй вопрос, как этот человек социализируется, имеет социальный контакт и социальное взаимодействие. Однако у некоторых детей и взрослых людей с расстройством аутистического спектра отмечаются значительные психоречевые нарушения, которые не дают не только социализироваться, а даже получить минимальное образование в школе. В данной короткой заметке я не буду разбирать вопросы аутизма и коррекции поведения, я вам расскажу о личных наблюдениях. Наблюдениях нарушений психического развития, детей до одного года, с которыми я сталкивался. Пусть вам не покажется удивительным, но психическое, предречевое развитие можно оценивать очень рано, только важно знать, что должен уметь ребёнок в определённом возрасте. Эти нарушения не обязательно приведут к развитию расстройств аутистического спектра, но такие нарушения являются причиной задуматься, обратиться к неврологу и начать проводить коррекционные мероприятия. Как-то ко мне обратилась педиатр и сказала, что двухмесячный мальчик похоже плохо видит. Как-так, - воскликнул я, - я его смотрел, он фиксировал взгляд и хорошо следил за предметами. Я стал осматривать ребёнка совместно с офтальмологом. Ребёнок реагировал на предметы, заинтересованно на них смотрел и была визуальная улыбка. Мы пригласили педиатра. И тут… Он смотрел на неё как-бы сквозь, игнорировал и не хотел на неё обращать внимание. Таким образом уже в таком раннем возрасте у ребёнка определялась определённая избирательность. Это совсем не говорит, что у ребёнка будет расстройство аутистического спектра, а говорит о том, что уже в раннем возрасте данному ребёнку необходимо проводить элементы социализации. У меня был несколько похожий пример. На осмотре трёхмесячного ребёнка, я никак не мог поймать его взгляд, я хотел увидеть взгляд «глаза в глаза». Тогда я достал неврологический молоточек. Он активно смотрел на него, следил за ним и улыбался, но при попытки убрать молоточек и вместо него подставить своё лицо, ребёнок начинал кривиться и отворачиваться. Что это? Не знаю, но данное нарушение требует взять это на заметку, и уже в таком возрасте проводить определённые корригирующие мероприятия. У детей с расстройством аутистического спектра своеобразное поведение. В клинике, где я работаю, длинный коридор, и я веду приём в крайнем кабинете в конце этого коридора. И часто уже по специфическому крику ребёнка я подозреваю, что ко мне идёт ребёнок с расстройством аутистического спектра. У них очень своеобразный крик, и тут… Я веду приём и слышу, что в коридоре истошно кричит маленький ребёнок, явно трёх - четырёх месяцев не более. Я не выдержал и вышел в коридор, спросил не голодный ли ребёнок. Мама ответила, что ребёнку два месяца, он всегда так кричит в новых помещениях, и даже папа освежится новой туалетной водой, то тогда ребёнок начинает кричать! Это звонок. Я не знаю к чему это приведёт, и не думаю, что кто-то сможет точно дать прогноз, однозначно знаю, что уже надо это исправлять. Я упоминал, что начал писать в канун дня информирования о проблемах аутизма. И информации в сети достаточно много, и ко мне часто обращаются мамы и папы, которые прочитав и ознакомившись с информацией в сети подозревают аутизм у своего ребёнка. Ко мне пришли родители с семимесячным ребёнком с жалобами на то, что когда они с ним разговаривают, то ребёнок начинает закрывать уши. Честно говоря, я удивился, я такое часто видел у детей с расстройством аутистического спектра после двух – трёх лет, но, чтобы в таком возрасте… Я подошёл к ребёнку, стал с ним разговаривать, и он стал поднимать руки пытаясь закрыть уши… Я рассказал, как и что делать родителям, чтобы исправить эту ситуацию. После этого я видел его несколько раз до двухлетнего возраста, ребёнок развивался правильно. Здесь на столько всё индивидуально, с такими детьми очень сложно работать, и должна быть сенситивность со стороны родителей и врачей, т.е. в лучшем понимании этого термина - повышенная чувствительность, особенно у тех, кто занимается с такими детьми. Дети с расстройством аутистического спектра реагируют по-разному на внешние раздражители: запахи, звуки, световой и цветовой ряд и т.д. Они могут негативно среагировать на запах человека изо рта или на его парфюм и т.д. Работа с таким детьми очень деликатная и трудная, нужен очень индивидуальный подход. Относитесь к своим детям чутко, любите их и не бойтесь обращаться к врачам, когда есть какие-то сомнения. Как-то ко мне привели на приём пятилетнего ребёнка, у которого было отставание речевого развития, нарушение поведения и социального взаимодействия. И на приёме мама мне высказывала свои тревожные мысли об этом, а папа и мне и ей продолжал говорить и уговаривать, что у них многие в семье стали говорить только после пяти лет и то, что у ребёнка ни чего страшного нет…
|
|
Дата: 04.04.2018
|
|