ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Электроника>>Фотография и Фототехника>>Фотокамера Leica M Monochrom с объективом Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH — идеальный инструмент для передачи объема в фотографии.

Авторы: Лев, Александр Бахтурин, Александр Сулимов, Влад.


Фотокамера Leica M Monochrom с объективом
Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH — идеальный инструмент для передачи объема в фотографии.


     Для полноты пространственного восприятия реальности нас в первую очередь интересует описание объекта в пространственных координатах X, Y, Z. Природа позаботилась о том, чтобы мы видели объекты реального мира объемными, и наградила нас бинокулярным зрением. Именно благодаря бинокулярности зрения наш мозг может создать объемное изображение, что позволяет легко ориентироваться в окружающем пространстве. В данной статье речь пойдет о том, какие приемы используют в фотографии для придания плоскому изображению эффекта объема. Понятно, что речь пойдет о создании всего лишь иллюзии объема и о том, как обмануть ваше подсознание, заставив увидеть вас трехмерную картинку на плоском листе бумаги.
     Можно выделить несколько приемов, которые уже стали стандартными, но справедливости ради стоит отметить, что в отличие от художников, которые могут в произвольном порядке использовать на свое усмотрение «инструменты передачи объема», такие как линейная, тональная и масштабная перспектива, а также размытие, в фотографии, если это не студийно постановочный жанр, все намного сложнее. Мы не можем перемещать объекты архитектуры или пейзажа, не можем менять и освещение объекта. Все, что остается фотографу, так это досконально изучить объект предполагаемой съемки, выбрать наиболее удачную точку съемки и дождаться нужного освещения. Много ли удастся сделать в таком случае фотографий? Думаю, что это будут единичные снимки, вот именно поэтому и фотографических шедевров не так уж и много, поскольку для создания оных нужен не только талант, умение увидеть прекрасное, но еще и терпение, и колоссальный труд.
     Итак, чтобы на плоской фотографии увидеть объем, нам необходимо в первую очередь правильно осветить объект. Правильное сочетание тени, света не только сделают сам объект съемки трехмерным, но и создадут эффект трехмерности пространства.

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH


Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

     Необходимо разделять снимаемое пространство на планы, выделяя передний, средний и задний.

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

     Не менее важно попытаться запечатлеть тот момент, когда при съемке пейзажа на горизонте будет иметь место туман. В этом случае вы убьете сразу двух зайцев: за счет падения резкости и контраста вы придадите дополнительное ощущение объема плоскому изображению. Это так называемая тональная перспектива, когда удаленные объекты за счет меньшей насыщенности получаются менее четкими, с неясными очертаниями, и поэтому кажутся более светлым и менее контрастным.

Nikon D810A + Zeiss Otus APO Distagon T* 28mm f/1.4

     Попытайтесь так выстроить кадр, чтобы эффект объема усиливался и за счет масштабной перспективы, особенно если вы снимаете с использованием широкоугольного объектива. Разместите в кадре однотипные структуры, и они подчеркнут объемность изображения за счет того, что будут восприниматься как объекты разного размера: чем дальше — тем размер будет казаться меньше.

 

Nikon D800E + Nikon 58mm f/1.4G AF-S NIKKOR


Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

     Используйте эффект линейной перспективы, включите в кадр линии, уходящие в даль и стремящиеся сойтись в одной точке. Это могут быть дороги, линии электропередач и многое другое, все то, что поможет вам воспринять изображение объемным.


Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

     Если всего этого окажется недостаточно, то можно задействовать дополнительные возможности фотоаппаратуры. Многопиксельные матрицы, конечно, хороши, но если сравнить изображения, полученное на 16Мп матрице Nikon D4s и 36Мп матрице Nikon D810, предварительно приведя их к одинаковому размеру, то можно с определенной степенью достоверности утверждать, что картинка, полученная камерой Nikon D4s, смотрится намного лучше. Изображение получается реально более объемным. Конечно, выбор как всегда за вами, но «жирный» пиксель матрицы D4s дает более пластичное, более объемное и живое изображение, чем его 36Мп собрат, установленный на камеру Nikon D810.
     Относительно выбора объектива, то, конечно, широкоугольный объектив более значимо подчеркивает масштабную перспективу, чем объектив, имеющий фокусное расстояние, относящееся к нормальному или теле диапазону.
     Предположим, все описанное выше вам удалось учесть, тогда остается еще один нюанс. Это правильно выбранная для каждого сюжета глубина резкости и степень размытости вторых планов. На первый взгляд это весьма сложно. Так как чрезмерное или недостаточное размытие второстепенных планов может элементарно убить объем. Все хорошо, но в меру.
     Подчеркнуть объем можно с помощь простого приема, сделав акцент на размытом переднем плане. Достаточно взять прозрачные бусы и удерживая их в сантиметре перед объективом, сфокусировать объектив на вашу прекрасную модель, находящуюся этак в метрах 5 от вас или взять и разместить на переднем плане кусты, а при отсутствии таковых, можно ограничиться и пучком петрушки, расположив его как можно ближе перед объективом.  Получиться «фотосъемка через кусты», зато вы в полученном изображении гарантировано увидите объем. Вот и получается, что объёмом можно управлять по-разному.
     Однако есть у компании Nikon два замечательных объектива: Nikon 105mm f/2D AF DC-Nikkor и Nikon 135mm f/2D AF DC-Nikkor, оба с Defocus Image Control, в которых предусмотрена возможность управлять размытием, как переднего так и заднего планов.
     Возможность управлять нерезкостью вручную, сегодня есть не только в объективах DC упомянутых выше, но и STF, Mamiya, LensBaby, Lomography, Venus Laowa. Методы у всех конечно разные, а эффект получается близкий, но со своим почерком в каждом бренде.
     Уникальность Leica M Monochrom в том, что интерполяции при построении изображения нет, поэтому точнее передаются полутона и именно это позволило камере выйти на уровень, при котором не нужны дополнительные усложнения конструкции, посредством которых происходит управление нерезкостью. Остаётся только триумвират дистанций и диафрагмы.

Nikon D800E + Nikon 105mm f/2D AF DC-Nikkor

Nikon D4s + Nikon 135mm f/2D AF DC-Nikkor

     Характер размытия нерезкости, или «рисунок объектива», зависит от строго дозированной совокупности «несовершенств»: различного вида аберраций и в первую очередь — сферической, так как в конечном итоге при должном увеличении картинка распадется на совокупность цветных точек, которые, в свою очередь, при еще большем увеличении окажутся состоящими из ряда цветных колец. Именно от того, как объектив прорисует эту совокупность цветных колец в каждой точке, и будет зависеть характер размытия. Конечно, у каждого из именитых брендов можно найти объективы с красивым рисунком, но, как правило, это единичные случаи. Однако два бренда можно выделить, это, несомненно, Leica и Zeiss. Только специалисты этих двух компаний научились создавать объективы, которые создают уникальный по красоте и пластике рисунок с потрясающей иллюзией объема. Смотря на изображение, созданное объективами Zeiss и особенно Leica, очень трудно отделаться от ощущения, что вы смотрите сквозь открытое окно на реальный объект.
     Конечно, было бы странно не упомянуть о микроконтрасте, тем более, что этой теме посвящено немало статей в интернете. Микроконтраст, в монохромном варианте - это линия границы чёрного-серого-белого, которая прорисовывается особым образом и благодаря этой уникальной способности объектива, изображение получается на редкость объемным и живым. Было бы не совсем правильным сказать, что способностью передавать микроконтраст наделены только объективы Zeiss и Leica. Коnika и великие фотокамеры Hexar с линейкой великолепных объективов Konica M-Hexanon. Nikon и его легендарные Nikon Noct-Nikkor 58 mm f/1.2 Ai-S, Nikon Nikkor 105 mm  f/2.5 Ai-S. Следует упомянуть Pentax с пол дюжиной объективов и это только в малом формате, да еще половина ассортимента СФ 6х7. Sony заслуживает особого внимания с великолепной линейкой объективов GMaster. Minolta G, а также объективы Rodenstock, Schneider, Taylor, Angenieux.
     Именно поэтому монохромная камера Leica M Monochrom Typ 240 с объективом Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH, будет тем идеальным инструментом, который передаст на фотографии все богатство оттенков серого, сделав изображение феноменально объемным и живым.

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

     Теперь читателю будет более понятен смысл в приобретении фотокамер, умеющих снимать только черно-белые фотографии, несмотря на то, что цветное фото стало таким простым и общедоступным.  
     Однако между этими двумя именитыми брендами Leica и Zeiss есть различия. Объективы Zeiss характеризуются более равномерной картинкой по всему полю кадра, в то время как у объективов Leica, как правило, наблюдается незначительное падение резкости по краям кадра. Но только объективам Leica удается структурировать пространство так, что в зоне нерезкости реально можно выделить несколько планов, которые делают изображение на фотографии нереально объемным.
     Можно еще усилить эффект объема, прибегнув к дополнительной атрибутике, такой как виньетирование, конечно, при условии, что оно придется к месту и усилит эффект объема. Не следует игнорировать и оформление фотографии, уделив должное внимание правильному подбору рамки.
     На этом можно было бы и закончить статью, но поскольку статья о магии передачи объема, то позволим сделать высказывание более общего характера относительно различий между пленочной и цифровой фотографией. Так в чем все-таки разница между аналогом и цифрой? Откуда берется магия и почему она пропадает в цифре? В аналоговой фотографии конечный результат в виде отпечатка зависит от каждого элемента процесса: от объектива, пленки, увеличителя, бумаги, химии для проявки и технологического процесса. Самый качественный результат — это слайд, так как в нем часть этапов отсутствует. Каждый из этих компонентов влияют на итоговый результат, но поскольку это аналог, то посчитать качественные показатели проблематично.
     В цифре все более определенно: 2 в 8 степени градаций у JPG-а, то есть 256 градаций серого, не меньше и не больше. Хоть Leica с ее супер-оптикой, хоть Nikon все равно 256. В чем отличие монохромной Leica от цветной камеры? - Нет фильтра, и поэтому не должно быть интерполяции при обработке. Однако цветная фотография имеет при переводе в черно-белое изображение свои преимущества: при обработке довольно просто воздействовать на интенсивность отдельных областей спектра, разделенных фильтром по цветам. При этом можно выделить в черно-белом изображении отдельные цвета, а какие-то приглушить. В конечном счете мы боремся за художественность, а не за точность передачи световых градаций. Теперь касаемо оптики получается, что для черно-белой фотографии важно, чтобы объектив максимально равномерно передавал все 256 градаций, чтобы они не слиплись в 200, или в 150.

 

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH


Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH


Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH

Leica M Monochrom Typ 240 + Leica APO-SUMMICRON-M 50mm f/2.0 ASPH    

     Собственно, это все. Смотрим фотографии, ищем объем и дружно переходим на фотокамеры Leica.

 

Другие статьи о фотокамерах и объективах можно увидеть здесь:

http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=11

 

Дата: 21.09.2016





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх