Электроника>>Фотография и Фототехника>>Фотокамера Leica M Monochrom, или когда цвет не нужен
|
Авторы: Лев, Александ Бахтурин, Александр Сулимов, Илья Пахтер.
«В начале было слово» Библия. Евангелия от Иоанна гл.1, ст.1.
Фотокамера Leica M Monochrom, или когда цвет не нужен.В начале было не слово, а черно-белая фотография, потом появилось цветное фото. С пришествием цифровых фотокамер цветная фотография стала общедоступной. Однако в 2012 году компания Leica, известная производством эксклюзивной фототехники, анонсировала первую в Мире цифровую фотокамеру Leica M Monochrom, умеющую делать только черно-белые фотографии. Планировали выпуск камеры ограниченным тиражем, но, как оказалось, монохромную Leica ожидал успех и она нашла своего покупателя. На момент написания статьи Leica M Monochrom первой версии стоила порядка 400 000 руб. и это без объектива. Достойный этого монохромного чуда объектив, способный в полной мере раскрыть весь потенциал камеры - Leica APO-Summicron-M 50mm f/2.0 ASPH, стоит 399 000 руб. В 2015 году компания Leica сделала второй вариант монохромной камеры, отличия были существенными. CCD матрицу в 18Мп заменили на CMOS с 24Мп, что позволило поднять верхнюю границу рабочих ISO до 24 000. Добавили возможность записи видео, режим Live View. Поставили более мощный процессор Maestro, увеличив скорострельность с 2-х до 3-кадров в секунду, и снабдили буфером памяти в 2 Гб, а USB-разъём перенесли в приставную рукоятку, насыщенную электроникой. Однако вряд ли стоит подробно описывать технические характеристики фотокамер Leica M Monochrom, они более чем скромны по сравнению с топовыми камерами Nikon или Canon, не говоря уже о Sony a7 второй серии. Если вы решитесь приобрести фотоаппарат Leica, то вы должны, находясь в здравом уме и трезвой памяти, осознавать, что Leica - это много больше, чем просто фотокамера и она потребует от вас совсем другого образа ментальности. Вы обязаны будете отречься от второстепенного и сосредоточится на главном, сфокусироваться на сути происходящего действа — создания фотографии, или точнее фотографического шедевра. Однако все же необходимо объяснить уважаемому читателю, почему из двух возможных монохромных камер была выбрана именно первая модель, которая по чисто формальным показателям «уступает» фотокамере Leica с 24Мп. Все предельно просто. В первую очередь нас интересовала CCD матрица. Сейчас практически все бренды перешли на CMOS сенсоры как более технологичное и более дешевое в производстве решение. Можно долго дискутировать на тему, какая именно матрица лучше, и каждый аргументировано докажет свое, но если быть предельно объективным и беспристрастным, то следует вспомнить известную притчу: Приятель Ходжи Насреддина как-то раз пришел к нему посоветоваться о деле. Изложив ему все, приятель в конце спросил: “Ну как? Разве я не прав?” Ходжа заметил: “Ты прав, братец, ты прав…” На следующий день ничего не знавший об этом противник также пришел к Ходже. И он также рассказал ему дело, разумеется, в выгодном для себя свете. “Ну, Ходжа, что ты скажешь? Разве я не прав?” – воскликнул он. И ему Ходжа ответил: “Конечно, ты прав…" “Эфенди, разве могут быть правы одновременно и истец и ответчик?” Бесспорно, CCD матрица дает лучшую картинку, при условии, что CMOS матрица не произведена компанией Sony. Если же вы имеете дело с CMOS матрицей производства Sony, то в этом случае полученные изображения будут равнозначно хороши, и уже выбор будет зависеть только от ваших личных предпочтений. К нашему величайшему сожалению, вторая версия Leica M Monochrom хоть и обзавелась CMOS матрицей, но не произведенной компанией Sony, вот именно поэтому наш выбор и пал на первую модель камеры с CCD матрицей. Справедливости ради заметим, что компания Leica не единственная, кто выпускает камеры, умеющие снимать только в монохромном режиме. Как альтернативу можно рассмотреть за $44990 Phase One IQ260 Achromatic+ с 60Мп на борту, есть и другие варианты, не хуже. Однако за эти деньги вы получите лишь цифрозадник, и вам потребуется еще сама камера и объективы. Возникает законный вопрос, почему все же выбор пал на монохромную камеру, которая позволяет получить исключительно черно-белые фотографии? Ведь многие цифровые камеры способны преобразовать цветное изображение, захваченное сквозь байеровские цветные фильтры, в чёрно-белое. Но детализация, количество градаций серого будет в 3-5 раз ниже, при этом главную деструктивную роль будет играть Програмное обеспечение процессора камеры - оно может быть весьма разным. А ещё хуже - когда преобразование производится не в момент съёмки, а уже из готового цветного кадра. Работа в фоторедакторах может принести результат действительно положительный, но трудозатраты - колоссальны. Матрица для монохромной фотокамеры была переработана, и с нее сняли цветные фильтры. Все пиксели регистрируют падающий свет без учета его цветовой принадлежности. Именно это позволило увеличить в 3-5 раз число оттенков серого, точность передачи полутонов, что в свою очередь сделало светотеневые переходы более пластичными, получаемая картина стала нереально объемная, многоплановая. Именно CCD матрица в монохромной камере дает практически «пленочное изображение», неотличимое от ильфордовской фотопленки, неотличимо похожее на экране монитора и идентичное в напечатанном виде. Подход к фотографии сугубо индивидуален. Кто-то носится со смартфоном от одного кустика к другому и везде и всюду делает фотографии себя любимого — селфи. Вполне возможен вариант, когда фотография есть лишь максимально точное отображение реального объекта и преследует единственную цель – сохранить на века образ некогда существовавшей реальности. Но, на наш взгляд, фотография - это в первую очередь рассказ, попытка донести до зрителя визуальными средствами историю, заставить работать воображение смотрящего. Классический пример - работа Казимира Малевича - написанный в 1913 г. портрет художника М. В. Матюшина. Присмотритесь, и вы реально увидите портрет М. В. Матюшина. Вот именно поэтому не так уж и важно, цветная или черно-белая фотография перед вами, а главное - какой образ создается в вашем воображении, увидите ли вы именно то, что хотел сказать автор фотографии. В фотографии существует два пика Мастерства: первый вариант - это цветная чёрно-белая фотография - т.е. цветная фотография, в которой по художественному замыслу автора оставлены 1 - 3 цвета, даже скорее - цветовых оттенка. Такой снимок воспринимается зачастую как одноцветный, окрашенный (вирированный) и, только вглядевшись, понимаешь, что снимок цветной и акценты в нём выделены "окраской"; второй вариант - черно-белый цвет: это фотография с настолько широким спектром градаций серого, настолько глубокой проработкой оттенков в светах и тенях, что её при первом рассмотрении воспринимают как … цветной снимок. Идея изображения, вложенная автором, настолько захватывает, привязывает внимание к Главному, что на цвет вообще не обращаешь внимания. Посмотрите на работы Ильи Пахтера. Замечательные работы. Мы специально представили фотографии в цветном и черно-белом вариантах. Это именно тот случай, когда цвет не нужен, он отвлекает и сбивает с темы восприятия заданной автором.
Особенно показательна фотография Мандрил, или сфинкс.
Цветное изображение не выделяет главного. Вы видите лишь раскрашенную морду обезьяны. Этакое милое животное. В черно-белом варианте все не так. Главный объект, на котором сосредотачивается внимание смотрящего, - это глаза обезьяны. Взгляд мандрила полон злобы. Это взгляд Зверя, с которым любые шутки будут неуместны. В заключение - несколько фотографий, сделанных фотокамерой Leica M Monochrom с CCD матрицей 18Мп и объективом Voigtlander Nokton Classic 35/1.4, сделанных Львом и «проявленных» Александром Сулимовым. Посмотрите, и если вам за пятьдесят и когда-то вы начинали с черно-белой пленочной фотографии, то Leica M Monochrom именно то, что вам сейчас нужно. Благодаря этой удивительной камере вы, как на машине времени, вернетесь в то время, когда трава была зеленой, деревья были маленькими, а вы были молоды...
Удачи.
|
|
Дата: 29.06.2016
|
|