ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

     

      Недавно мне задали вопрос: как выявить в раннем возрасте задержку психического развития? Я подумал, что данная тема будет интересна и многим другим, и решил написать короткую заметку. Читая свои ранее написаные статьи, я понимаю, что сейчас бы написал несколько по-другому, что меняется представления, появляются новые научные факты и т.д., и вот я решил писать небольшие заметки, не претендующие на академичность, а в стиле публикации как в блоге. Думаю, никому не представляется сложным, определить умственную отсталость у взрослого человека. Человек не знает простых, не говоря уже о более сложных вещах и процессах, неадекватно оценивает и интерпретирует обстановку и ситуацию, часто не может выполнять обычных бытовых приёмов, не говоря уже о профессиональной деятельности. Хотя, несомненно, степени умственной отсталости бывают разные.

    Для выявления ранней задержки психического развития нужно знать этапы психического развития. Что должен делать, понимать и т.д. в конкретном возрасте ребёнок. Скажу сразу, что при выявлении определённых нарушений не стоит сразу с точкой давать прогноз. Пластичность головного мозга у детей большая, и в ряде случаев при выполнении определённых мероприятий, задержку психического развития можно исправить. В данной заметке мы рассмотрим детей до трёхлетнего возраста.

    У новорожденного ребёнка существует ряд врождённых рефлексов, за счёт которых он и начинает осуществлять свою жизнь. Однако по крику ребёнка уже можно о чём-то думать (мне как-то встречалась статья, в которой по крику новорожденного исследователи пытались прогнозировать характер будущего ребёнка). Вскоре у новорожденного уже появляется улыбка, чаще во сне, а это уже точно психоэмоциональное формирование личности маленького человечка. В 1 месяц ребёнок должен фиксировать взгляд на предмете и плавно за ним следить, прислушивается к звукам и это тоже говорит об определённом психическом развитии. В возрасте ребёнка 40 – 45 дней, ребёнок начинает реагировать на интонацию взрослых. Если ласково с ним разговаривать, то он начинает улыбаться в ответ, если говорить с ребёнком грубо, то он будет плакать. Слух у новорожденных детей хороший. И в возрасте 3 месяца, ребёнок уже поворачивает голову на источник звука. А вот в начале своего развития ребёнок видит плохо, несколько упрощённо можно сказать, что у него миопия, и острота зрения нарастает с возрастом. В возрасте 4 месяца ребёнок должен чётко видеть на расстоянии 50 см. от себя. В этот период они начинают отличать «своих от чужих». Достаточно часто, когда я осматриваю детей в 4 – 5-месячном возрасте, вначале дети смотрят на меня настороженно, а потом часто начинают плакать. Ребёнок разглядел, что его трогает и берёт на руки чужой человек, и плач является защитным механизмом. А если ребёнок в тоже время увидит маму, он начинает ей улыбаться. В 4 месяца ребёнок спокойно переводит взгляд с предмета на предмет и самое главное с интересом и радостью смотрит на лица своих родных.

     Очень важно оценивать социальное взаимодействие ребёнка, его отношение к другим детям, другим чужим взрослым. Это тоже говорит об определённом психическом развитии ребёнка. И нарушения социального взаимодействия, социальной адаптации могут наблюдаться у детей с расстройством аутистического спектра. Однако хочу сразу сказать, что сейчас в России идёт волна гипердиагностики расстройств аутиститческого спектра. В последние годы увеличилось количество детей с такими нарушениями, но и увеличилось количество, не правомерно выставленных подобных диагнозов. Если лет 5 назад ко мне приходили дети с явными аутистическими нарушениями, и их осматривали другие врачи и не ставили такой диагноз, то сейчас всё наоборот. Ко мне всё чаще приходят дети, которым подобные диагнозы выставили необоснованно. Правильней говорить, что у детей могут отмечаться нарушения социального взаимодействия, нарушения поведения, причём в раннем возрасте, но при проведении определённых мероприятий, их можно нивелировать. Приведу несколько примеров. Ко мне обратилась педиатр с жалобами на то, что что двухмесячный ребёнок не фиксирует на ней взгляд. Ребёнка осмотрел окулист и я – невролог. Ребёнок всё видел и на нас смотрел с интересом. Этот ребёнок игнорировал конкретного педиатра, конкретного человека! Родителям были даны определённые указания на проведения социализации ребёнка. Этого ребёнка я видел последний раз в 2 года, нарушений поведения не было. Второй случай: на приём пришли молодые родители с 6-месячным ребёнком. Они сказали, что по всей видимости у ребёнка ранний детский аутизм, ведь они оценивали подобные нарушения читая статьи и сообщения в сети. У ребёнка был интересный симптом, когда с ребёнком начинали говорить, он закрывал свои уши! Действительно, у детей с расстройством аутистического спектра часто негативное отношение к речи людей. Родители проводили определённые воспитательные моменты, социализировали, постепенно приучали к речи. И все симптомы прошли, мальчик стал хорошо относится к речи, а после 1 года стал говорить отдельные слова и нарушений поведения у него не было.

     И вот перейдём к речевому развитию ребёнка, как одной из частей психического развития. Ребёнок родился и у него есть сосательный рефлекс, он кричит и у него появляется определённая мимика. Важно в возрасте 1 месяц посмотреть уздечку языка, при её укорочении решить вопрос нужно ли её подрезать. Все эти моменты важны для правильно речевого развития. Важно чтобы ребёнок слышал речь разных людей, с разной интонацией, песни, колыбельные, слышал разные звуки др. У ребёнка вначале появляются гласные звуки: «о», «а», «у». в возрасте около 2 месяцев ребёнок начинает гулить. И около 6 месяцев появляется лепет, говорит «ба», «ма»; ребёнок начинает реагировать на своё имя и понимает некоторые жесты взрослых. В возрасте 1 год, у ребёнка активный лепет и он говорит несколько слов. Чаще в сети встречается утверждение, что в 1 год ребёнок ДОЛЖЕН говорить 10 слов. Действительно такие дети встречаются, но редко. В основном в 1 год дети говорят 2 – 3 слова, но самое главное у них должен быть указательный жест пальцем сопровождаемый взглядом. Указательный жест пальцем появляется в возрасте 11 – 14 месяцев. Это очень важный признак правильного речевого развития.

 

     Если ребёнок в 1 год говорит 1 слово, но он хорошо слышит, понимает обращённую речь, у него есть указательный жест пальцем, то развитие речи будет правильное. А вот если ребёнку уже ближе к 2 годам и у него нет указательного жеста пальцем, или он использует руку матери, как указатель, то это тревожный симптом, и повод обратиться к неврологу. У ребёнка вначале формируется центр импрессивной речи (центр понимания речи), а вот центр экспрессивной речи (активной речи) формируется к 3 годам. Центр Вернике – центр понимания речи (импрессивная речь) находится в височной области, а центр Брока – центр активной речи (экспрессивной речи) находится в лобной области головного мозга. Хотя в процессе речи важны не только эти два центра, но и другие структуры, например, мозжечок. В возрасте 2 года бывает очень большой разброс. Кто-то уже говорит предложениями и читает короткие стихи, а кто-то говорит отдельные слова. И тут очень важно оценить, это патологическая задержка речевого развития или у ребёнка будет прогресс, и он, как говорится «разговорится». Чаще в возрасте 2-х лет отмечается задержка экспрессивной речи, которая проходит, а иногда бывает упущенным время, когда окружающие родственники начинают говорить, что разговорится, что папа ребёнка стал говорить в 4 года и т.п. Лучше обратиться к специалисту, чтобы он дал оценку действительно это так или здесь требуется лечение. В любом случае задержки экспрессивной речи необходимо чтобы ребёнок общался с разговаривающими детьми, важно развивать мелкую моторику рук, с ребёнком не надо сюсюкаться, а говорить чётко и правильно.

Другие статьи И.А.Воронова, врача высшей категории, кандидата медицинских наук по неврологии, Вы можете прочитать здесь: http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13

 

 

Дата: 30.03.2016





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх