ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Для души>>Культура>>БИЛЕТЫ МОСКОВСКОГО МЕТРО, КАК ЧАСТЬ ЭЙСИТИРИСТИКИ

БИЛЕТЫ МОСКОВСКОГО МЕТРО, КАК ЧАСТЬ ЭЙСИТИРИСТИКИ.

 

     Практически каждый человек сталкивался с билетами в разных видах транспорта. В брежневский период СССР в транспорте были бумажные билеты и было распространено суеверие, когда выявляли так называемые «счастливые билеты» (определялись по номерам на билетах). И кто-то даже сохранял такие «счастливые билеты». А есть коллекционеры, которые интересуются и собирают билеты различного транспорта. И их не так мало, как многие думают. Существует даже специальный термин – эйситиристика (перидромофилия) – коллекционирование билетов, талонов, карточек различного транспорта. Эта тема очень обширная и многогранная. Существует много форумов, групп коллекционеров в различных социальных сетях, выпускается специальная литература по этой тематике. И я хочу остановиться только на билетах московского метрополитена.

     Ещё в 1875 году появились первые предложения о создании железной дороги под землёй в Москве. И в дальнейшем такие предложения периодически возникали. И вот, 15 июня 1931 г. после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. И. Кагановича на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве в городе метрополитена. Кстати, изначально метрополитен был назван его именем (ил.2, 3). В ноябре 1931 г. началось строительство метро. 4 февраля 1935 г. Был пущен первый испытательный поезд Московского метрополитена. Первая линия открылась 15 мая 1935 г., этот день и считается днём рождения Московского метро.

С момента открытия метро для оплаты проезда, пассажирам продавали картонные билеты (ил. 1), которые действовали 35 минут после того, как контролёр поставит на нём специальный штамп.

 

Ил. 1. Первый билет Московского метрополитена 1935 г.

     Стоимость таких билетов была 50 копеек, затем снизилась до 40 копеек. Однако в октябре 1935 г. в качестве эксперимента, на станции «Дворец Советов» (сейчас это станция «Кропоткинская») были установлены турникеты проход через которые осуществлялся оплатой жетонами. Стоимость таких жетонов была 30 копеек. Картонные билеты были заменены на бумажные.

 

Ил. 2. Билет Московского метро 1943 г.

 

Ил. 3. Билет Московского метрополитена конца 40-х – начало 50-х гг.

     В 1958 году на некоторых станциях метрополитена стали устанавливать первые турникеты. После денежной реформы 1961 г. стоимость проезда в Московском метрополитене составляла 5 копеек, и такая стоимость сохранялась до 1 апреля 1991 г. Пройти можно было через турникет опустив 5-копеечную монетку. Со 2-го апреля 1991 г. Стоимость проезда стала стоить 15 копеек. Пройти через турникет можно было опустив 3 монеты по 5 копеек или одну за 15 копеек.

 

Ил. 4. Билеты Московского метрополитена 1976 г.

     С 1 марта 1992 г в метро вновь вводятся жетоны, и цена на них была разная. В 1993 г. на станции «Проспект мира», экспериментально, установили 2 турникета для магнитных карт. С 1 сентября 1997 г. в московском метрополитене стали вводить новую автоматизированную систему оплаты проезда АСОП. С 15 января 1999 г. жетоны перестают продавать. С 1 февраля 1999 г. жетоны прекратили принимать.

 

Ил. 5. Проездной билет Московского метро 1977 г.

 

Ил. 6. Первый магнитный билет 1993 г.

Ил. 7. Билет метро 1997 года.

Ил. 8. Билет для провоза багажа на метрополитене 1999 г.

Ил. 9. Праздничный билет на 2 поездки к дню рождения Московского метрополитена (15.05.2002). Тираж 250 000 шт.

Ил. 10. Праздничный билет на 2 поездки к открытию станции «Парк Победы» (06.05.2003)

 

Ил. 11. Праздничный билет к 70-летию Московского метрополитена на 2 поездки (15.05.2005). Тираж 500 000 штук.

Ил. 12. Праздничный билет к пуску поезда «Акварель» на 2 поездки (01.06.2007).

     С 20 сентября 2007 г. в московском метрополитене были введены в обращение бесконтактные билеты «Ультралайт» на 10, 20, 60 поездок. Однако магнитные билеты на 1 или несколько поездок также использовались. Со временем билеты «Ультралайт» стали применяться на все поездки. И эти билеты используются по настоящее время. Билеты «Ультралайт» по сути дела электронные, а не магнитные, поэтому их можно хранить рядом с металлическими предметами. В билетах используют разные подвиды стандарта Mifare. Билеты содержат RFID-метки (ил. 13).

 

Ил. 13. Один из вариантов RFID-метки (чипа) билета московского метрополитена.

     15 мая 2010 г., ко дню рождения московского метро, были выпущены билеты стилизованные под первые билеты московского метро (ил. 14). Изображение первого билета метро представлено выше – ил. 1.

 

Ил. 14. Билет Московского метрополитена «Первый билет» (розовый фон). Дата выпуска 15.05.2010 г. Тираж: 15 000.

 

Ил. 15. Билеты Московского метрополитена 2010 – 2012 гг.

 

Ил. 16. Билеты Московского метрополитена 2013 – 2014 гг.

     Особый интерес представляют ошибки на билетах метро. Они встречаются периодически, например, на билете (ил. 7) написано: «Действителен в течении 30 дней с момента первого прохода». Написанное «в течении», надо было написать, как «в течение», что и будет сделано через определённое время. В мае 2015 г. к 70-летию победы были выпущены памятные билеты, и в первой партии на них слово «метрополитен» было написано: «метрмолитен». Определённая часть билетов поступила в продажу. Ошибку заметили и исправили. В ноябре 2015 г. в серии единых билетов «Матч ТВ» было изображение спортсменов, в том числе и с Тимофеем Мозговым, и на билете были указаны его неправильные достижения и титулы. Весь тираж изъяли и уничтожили, выпустили с правильным описанием достижений Т. Мозгова.


Рис. 17. Билеты «Матч ТВ» 2015 г.

 

Ил. 18. Билеты Московского метрополитена 2015 г., кроме билета открытие станции «Румянцево», он от 18 января 2016 г.

     В социальных сетях создаются группы коллекционеров билетов транспорта, в том числе и московского метро. Существуют форумы коллекционеров, они встречаются и обмениваются коллекционным материалом, выставляют билеты на аукционах, например, на аукционах «Мешок» и «Avito», вы можете ознакомиться с такими лотами. В социальной сети ВКонтакте есть группа «Билеты метро». Участники активно обмениваются выставляют и продают различные билеты метрополитена. И даже в январе 2016 г. они выпустили «свою» транспортную карту «Тройка» (ил. 19). Это не официальный выпуск московского метрополитена, она сделана на основе стандартной транспортной карты «Тройка», её можно пополнять и ездить на московском метро. Тираж таких карт был всего 60 штук, и они уже имеют определённый интерес в среде коллекционеров. Группа «Билеты метро» планирует выпуск и других изображений на транспортных картах Московского метрополитена.

 

Ил. 19. Транспортная карта группы «Билеты метро».

 

Ил. 20. Билет метрополитена к открытию станции «Саларьево» 15 февраля 2016 г.

«Саларьево» - 200-ая станция московского метро.

     Изображений на билетах московского метро очень много. С момента введения с 20 сентября 2007 г. в московском метрополитене билетов «Ультралайт» ежегодно выходят билеты с различными рекламными изображениями или посвящённые каким-то событиям (ил. 15,16, 18), например, в 2015 г. таких билетов было 30 штук.

     Целью данной статьи не являлось показать вам все изображения, это можно сделать на специализированных сайтах или каталогах билетов метро в бумажном варианте. Статья, является способом ознакомить широкий круг людей с этим интересным видом коллекционирования – эйситиристика. Возможно кто-то скептически скажет: «да кому нужны эти бумажки?» Для какого-то они не представляют никакого интереса, а для какого-то они очень интересны.        Достаточно сказать, что стоимость на некоторые билеты московского метрополитена на аукционах может составлять 3000 – 10 000 рублей и даже достигать 50 000 рублей! Теперь думаю некоторые люди изменят свой скептицизм и начнут листать старые книги, вдруг в них в качестве закладки лежит редкий билет московского метро….

     Всем удачи в различных видах коллекционирования.

     Источники информации:

  1. Группа ВКонтакте «Билеты метро»

  2. Каталог билетов Московского метрополитена на основе «RFID – ультралайт»  http://www.rphc.ru/metro/index.htm

  3. Московский метрополитен (энциклопедия Википедия)

  4. Московское метро. Проект Артемия Лебедева

  5. Как делают новые проездные билеты. Вести 24

  6. Форум Московского клуба коллекционеров проездных билетов

  7. Форум Бонистика клуб. Проездные билеты

  8. Mifare

    Другие статьи коллекционера И.А. Воронова по нумизматике и бонистике Вы можете прочитать : http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=12 и http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=22

     

Дата: 20.02.2016





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх