ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>ЗАДЕРЖКА РЕЧИ У РЕБЁНКА

ЗАДЕРЖКА РЕЧИ У РЕБЁНКА

    В своей работе я ежедневно сталкиваюсь с похожими мнениями и представлениями людей о развитии речи и его задержки. И очень часто выслушиваю различные легенды, мифы на эту тему. Вот с таких мнений я и начну разговор о задержки речи у детей.

 МНЕНИЕ №1

   Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и поэтому ни чего страшного, если мальчик не говорит в возрасте 3 года, заговорит.  И тут же часто говорят,  например, что папа ребёнка заговорил в 3 года, а вот какой-то родственник ребёнка стал говорить в 5 лет, что, мол, задержка речи пройдёт сама.

   Попробуем, как говорится отделить мух от котлет. Действительно большинство мальчиков (пишу слово БОЛЬШИНСТВО, потому что бывают исключения) начинают говорить позже, чем девочки. А вот дальше не совсем так, как утверждает общепринятое мнение. Речевые центры формируются к 3 годам, и мальчики и девочки должны начать говорить к этому времени. Вообще существуют определённые этапы до речевого и речевого развития. Подробнее можно прочитать здесь: И.А. Воронов «Развитие речи у детей» - http://ejeweek.ru/show_item.php?id=40

 МНЕНИЕ №2

   Для того чтобы ребёнок стал говорить, нужно делать вид, что вы его не понимаете.

    Это не так! Приведу понятный и простой пример. Вы умеете говорить, всё понимаете, но вот, например, вы общаетесь с японцем, и он, чтобы вы стали говорить по-японски будет делать вид, что вас не понимает…. В лучшем случае, вы просто прекратите с ним общаться, а то это вызовет у вас раздражение и негативизм. Согласны? Так и маленький ребёнок не говорит, не потому что не хочет  и специально молчит, а потому что не может! Поэтому, если родители делают вид, что не понимают своего ребёнка, это не стимулируют речь малыша. Ребёнок в лучшем случае просто уйдёт, а то и начнёт раздражаться и проявлять агрессивность.

МНЕНИЕ  №3

   Скорее это частое не понимание, и часто задаваемый вопрос. Почему ребёнок не говорит, ведь он всё понимает и выполняет инструкции?

    Дело в том, что в головном мозге есть несколько речевых центров: центр понимания речи (импрессивная речь), центр моторной речи, когда мы говорим слова и предложения (центр экспрессивной речи), центр письма (навык письма формируется тогда, когда ребёнок научился говорить; когда мы пишем, мы произносим слова, но не вслух). Конечно, все эти все центры взаимосвязаны, и конечно они формируются постепенно. Сначала центр понимания речи, затем центр моторной речи, когда мы говорим, а затем центр письма, по сути, центр письменной речи. Возможно,  я загрузил вас сложными для понимания терминами, но на самом деле, процессы там ещё более сложные. И в формировании речи участвуют различные участки мозга, системы и их взаимосвязи. Я расскажу о речевых центрах ниже.

 МНЕНИЕ №4

   Мы будем давать ребёнку лекарства, и он заговорит. И бывает недоумение, что принимали препараты, а ребёнок не заговорил.

   В коррекции и лечении задержки речевого развития медикаменты важны, но очень важно проводить комплекс  мероприятий: развивать мелкую моторику рук, ребёнку общаться с разговаривающими детьми, проводить логопедические занятия. Если сидеть в тёмной пещере принимать медикаменты, вы не начнёте говорить, на том же японском языке, для этого язык надо учить.

    А теперь мы начнём разбирать вопросы формирования речи у ребёнка, её задержки и необходимые мероприятия.

   В 1 месяц жизни здоровый младенец  реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 1,5 - 2 месяца ребёнок начинает реагировать на интонацию родителей. Когда с ребёнком ласково разговаривают, он в ответ начинает улыбаться, а если с ним говорить грубо, то он начинает плакать. В 3 месяца при общении с взрослым, происходит "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные «г», «к», «н». В 4 месяца появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. В 4 месяца появляется узнавание «свой-чужой». Хотя у некоторых детей, это происходит несколько раньше. В 8 – 9 месяцев одним из важнейших показателей нормального развития речи, является лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Часто в книгах и в Интернете, пишут, что ребёнок должен говорить в 1 год 10 слов. Да, встречаются такие дети, а то есть дети, которые в таком возрасте говорят до 20 слов, но такие дети встречаются очень редко. Самое главное в предречевом развитии ребёнка в таком возрасте это формирование указательного жеста пальцем. Этот жест появляется в районе 1 года ребёнка. Если нет указательного жеста пальцем к 1,5 годам, это должно насторожить родителей.

   Очень важно для формирования понимание речи наличие хорошего слуха у ребёнка. В роддоме всем детям должны проводить аудиотест – проверка слуха новорожденного ребёнка. Если по каким-то причинам тест в роддоме не проведён, необходимо это сделать в поликлинике. Если ребёнок не слышит, то у него не формируется центр понимания речи, а соответственно не будет формироваться и экспрессивная речь (когда ребёнок говорит). Проще говоря, если ребёнок не слышит, то не будет говорить. При проведении своевременных мероприятий, этого можно избежать. Причём снижение слуха может быть обусловлено разными причинами, недавно у меня на приёме был ребёнок с задержкой речи, и при расспросе оказалось, что они на днях были у ЛОР врача, и у ребёнка выявили врождённое сужение слухового прохода, да ещё там серные пробки. У ребёнка развит слуховой анализатор, но к этому анализатору не достаточно поступает звук. Ребёнок плохо слышит, и поэтому у него не формируется должным образом речь. Принимать тут таблетки для стимуляции речи бессмысленно. Нужно устранять причины снижения проведения звука.

   Так вот, у ребёнка вначале формируется центр понимания речи (центр Вернике) в височной области, а затем формируется центр моторной речи, когда ребёнок говорит (центр Брока). Центр Брока находится уже в лобной доле (ил. 1, 2).


 Ил. 1. Центр Вернике (центр понимания речи в височной доле) и центр Брока

(центр самой речи в лобной доле).

 Ил. 2. Центр Вернике (центр понимания речи в височной доле) и центр Брока

(центр самой речи в лобной доле).

 Теперь становится понятным, почему ребёнок может понимать обращённую речь, выполнять инструкции (правильно сформировался центр Вернике) и мало или совсем не говорить (не сформировался центр Брока). А другие навыки формируются в других центрах, но они все взаимосвязаны между собой (ил. 3, 4).


 Ил. 3. Центры мышления и речи в головном мозге.

 Ил. 4. Различные центры головного мозга.

   Наиболее сложным является вопрос в возрасте ребёнка 2 года, когда у него отмечается задержка речевого развития, необходимо или нет назначать медикаментозное лечение. Какой прогноз развития речи у конкретного ребёнка. На своём приёме из всех детей в возрасте 2 – 2,5 года, я многим даю общие рекомендации по стимулированию речи. Говорю, что ребёнок должен разговориться, в меньшей степени назначу дополнительное обследование, например ЭЭГ (элетроэнцефалографию), консультацию сурдолога, а иногда и заподозрю какое-то грозное нарушение, например аутизм или нарушение поведения по аутистическому спектру.  Ситуации бывают разные, тут важно разбираться. Приведу пример. На приёме у меня была девочка 3 лет, которая совсем не говорила, но всё понимала, инструкции выполняла, у неё не было поведенческих нарушений и подозрений на генетическое заболевание, она хорошо слышала. Всё понимала, всё выполняла, с умными глазками, но совсем не говорила. Ей провели ЭЭГ, обнаружили очаг в лобно-височной области. С учётом данных ЭЭГ, ей сделали МРТ головного мозга и … обнаружили врождённую кисту в лобной доле, там,  где находится центр моторной (экспрессивной речи, центр Брока). У девочки была моторная алалия! Очень серьёзное нарушение. Ситуации бывают очень разные. Хорошо, что такая описанная ситуация с этой девочкой бывает крайне редко.

   В возрасте 2 года, при наличии задержки речи (экспрессивной речи) важно чтобы у ребёнка был хороший слух, он понимал обращённую речь, был указательный жест пальцем, и не было поведенческих нарушений, тогда прогноз благоприятный. Однако очень важно при задержке речевого развития консультация невролога.

 Что делать для стимуляции развития речи?

 1. Необходимо ребёнку развивать мелкую моторику рук. Часто встречаются рекомендации, что для развития мелкой моторику необходимо использовать крупу. Не надо использовать крупу! Ребёнок может засунуть зерно себе в нос или ухо. Есть множество игрушек для мелкой моторики, лепка, есть пальчиковая гимнастика и др.

 2. Ребёнку нужно общаться с разговаривающими детьми примерно его возраста (чуть старше).

 3. Разговаривать с ребёнком, учить части тела, предметы и т.п. Читать ему книги, слушать музыку.

 4. Занятия с логопедом, педагогом. Посещать развивающие занятия.

 5. Медикаментозное лечение.  Лечение проводить по назначению врача невролога. В данном вопросе нет единодушие в медицинской среде. У каждого врача есть свои предпочтения,  в назначении медикаментозного лечения исходя из знаний, опыта и других факторов врача.

 

В любом случае задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход.

 

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук

Вы можете найти на страничке сайта: http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13

 

Дата: 14.12.2014





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх