ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Наша жизнь>>50 строк>>Публичное общественное порицание как вид уголовного и административного наказания

Публичное общественное порицание как вид уголовного  и административного наказания

       Современный мировой социум, по справедливому мнению многих исследователей, является обществом информационным. И, если даже не признавать данного факта, неоспорим тот факт, что информация, точнее  средства массовой коммуникации (СМК), особенно электронные средства массовой информации (ЭСМИ) оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения, в частности, и в целом индивидуального, группового, массового сознания на уровне обыденного сознания. Таким образом, СМК, ЭСМИ могут оказывать как позитивно-созидающее, так и негативно-разрушающее воздействие на общественные отношения во всех сферах социальной жизни.

      Террористические, экстремистские группы и организации, транснациональные преступные сообщества, религиозные, псевдорелигиозные, светские секты, различного рода «миссионеры» уже достаточно активно и с каждым годом во всё больших масштабах используют потенциал СМК, ЭСМИ в своих антисоциальных целях. В этом контексте, по мнению автора, необходимо вести речь о виртуальном (антидуховном) терроризме и экстремизме, то есть о феномене деструктивного воздействия не на физические общественные и государственные объекты, а также на имущество, жизнь и здоровье отдельных граждан, но деструктивного воздействия на информационную инфраструктуру социума, в том числе на его общегосударственную, культурную, образовательную, военную и иные части. При этом информационно-психологическое воздействие направлено, главным образом, на психику индивидуумов всех социальных групп.  

      Вполне естественным и, более того, крайне необходимым в данных обстоятельствах представляется использование СМК, ЭСМИ государственными институтами в сфере противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе в сфере противодействия преступности. В этой связи следует отметить, что противодействие преступности заключается не только в актах карающего воздействия, призванных полностью или каким-то образом возместить материально или морально причинённый ущерб посредством применения соответствующего наказания, но также и в профилактике преступности. Для осуществления эффективной профилактики преступности и наказания преступников важнейшим фактором в современных условиях развития в России информационного общества, электронного правительства,- является фактор информационный, даже, несмотря на то, что новая система духовных ценностей в российском обществе до конца так и не сформирована. Однако, во-первых, отношение людей (большинства общества) к убийству, мошенничеству, грабежу, воровству и другим преступлениям было и остаётся резко отрицательным. Во-вторых, как бы ни относился (вплоть до резкого отрицания) преступник к моральным константам, принятым в обществе, он не может их полностью игнорировать, и у него не может (за редким исключением) абсолютно отсутствовать совесть, стыд, в конце концов, элементарный психологический страх быть постоянно узнаваемым в качестве преступника, не говоря уже о том, что его родственники, близкие, опять же за редким исключением, вряд ли будут рады тому обстоятельству, что окружающие станут владеть информацией об их родственнике или близком как о преступнике. Так или иначе, родные и близкие преступника будут порицать его (во всяком случае, государство через СМК, ЭСМИ должно пропагандировать и формировать у граждан отрицательное отношение к преступнику), а оказаться в психологическом вакууме не пожелает ни один здравомыслящий человек. Поэтому одним из направлений повышения эффективности противодействия преступности является публичное (открытое, широкое общественное) порицание лиц, совершивших правонарушения. При этом публичное общественное порицание следует применять в качестве как дополнительного уголовного наказания (советским уголовным законодательством эта мера наказания предусматривалась как одна из основных[1]). В современных условиях необходимо соблюдать принцип максимальной публичности общественного порицания[2], а также применять его в качестве одного из основных видов административного взыскания.

      Применение публичного общественного порицания позволит, с одной стороны, превентивно психологически воздействовать на потенциального рецидивиста (о его делинквентности будет известно значительному количеству людей), а, с другой стороны, поможет потенциальным жертвам избежать виктимности вследствие их осведомлённости (или осведомлённости окружающих) об антисоциальных деяниях тех или иных лиц, а также групп и организаций, к которым они имели отношение. Следовательно, целесообразно, по мнению автора, внести в статью, определяющую основные и дополнительные виды наказаний Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнительный вид уголовного наказания: публичное общественное порицание. И как следствие дополнить УК РФ статьёй «Публичное общественное порицание», предусмотрев, что оно должно быть в обязательном порядке быть известным общественности через средства массовой, в том числе электронной информации. При этом данный вид наказания в обязательном порядке должен быть использован в случае отправления правосудия по статьям разделов «Преступления против личности» и «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

      Такие же изменения следует внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, определив «публичное общественное порицание» в качестве одного из видов основного наказания за определённые административные правонарушения. В целях достижения эффективности применения данного вида наказания необходимы соответствующие разъяснения Верховного суда Российской Федерации, а также принятие Указа Президента России и ведомственных нормативно-правовых актов об исполнении публичного общественного порицания, так как его следует осуществлять по нескольким направлениям.

  1. Доведение информации о преступнике через федеральные и региональные СМК, ЭСМИ. В этих целях необходимо законодательно обязать предоставлять эфирное время в программах новостных теле и радиопередач, в том числе в Интернет-формате.
  2. Создание на официальных сайтах МВД, ФСИН, Генеральной прокуратуры (их центральных аппаратов и аппаратов по субъектам) Российской Федерации электронных Интернет-страниц с информацией о преступниках, подвергшихся публичному общественному порицанию. Данную информацию следует предоставлять общественности в течение 10 лет при первом применении данного вида наказания, 5 лет данного вида взыскания, и в течение 25 лет и 10 лет соответственно в случае рецидива.
  3. Размещение информации о публично порицаемых преступниках в международных СМК, ЭСМИ (в основном Интернет) по согласованию со специальными службами и правоохранительными институтами иностранных государств.

      Применение публичного общественного порицания, по мнению автора, позволит повысить эффективность применения уголовного наказания и административного взыскания, что особенно важно для соблюдения принципа социальной справедливости.

 



[1] См.: Уголовный Кодекс РСФСР с изменениями и дополнениями на 1 января 1978 г. с приложением постатейно-систематизированных материалов / М., Министерство юстиции РСФСР: «Юридическая литература», 1978. С. 16.

[2] Согласно УК РСФСР 1961 г. его следовало доводить до «общественности через печать или иным способом» (статья 33 «Общественное порицание»). Там же.

 

Дата: 22.05.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх