ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 10

Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10.

Занятия с картинками

Первый этап (1 г. 1 мec. -1 г. 3 мec.)

Занятие 1 (с одной картинкой)

Цели: развивать умения узнавать изображения по слову взрослого, подражать облегченным словам; вызывать у детей эмоциональные возгласы («ай», «а-а-а» и др.).

Оборудование: картинки (14х10 см) с изображением хорошо знакомых детям предметов на контрастном фоне.

Как: Воспитатель показывает картинку, вызывая у детей ориентировочную реакцию. Убедившись, что малыши смотрят на изображение, он эмоционально называет нарисованный предмет, произнося слова четко, правильно и облегченно. Поскольку внимание ребенка 2-ro года жизни еще неустойчиво, воспитатель, не ожидая, когда отвлечется малыш от картинки, прячет ее со словами: «Ай, нет!» Когда у ребенка вновь появится интерес к изображению, педагог достает ее и называет то, что на ней нарисовано, учит мальца пальчиком показывать изображение, а затем снова его прячет.

Занятие 2 (с двумя картинками)

Цель: учить по слову взрослого узнавать изображения на двух картинках.

Как: К знакомой картинке воспитатель добавляет новую, отличающуюся по внешнему виду и названию. Например, к изображению собачки добавляется картинка, на которой нарисована машина. Рисунки должны быть идентичны по силе воздействия на малыша, те же, что и в занятии с одной картинкой. При этом вначале показывают знакомую картинку, затем новую. В заключение занятия показываются одновременно две картинки.

Примечание. Следует помнить, что ребенку 2-гo года жизни сложно одновременно выполнять словесную инструкцию взрослого («Где собачка?») и зрительно воспринимать сразу две картинки. Дети часто нe слышат вопроса, рассматривают картинки и выбирают ту, которая привлекла их внимание. Поэтому прежде чем показать картинку, надо вопросом «Где собачка?» направить вос­приятие ребенка и лишь после этого показывать изображение.

Затем картинки можно спрятать, поменять местами и вновь показать ребенку.

С детьми от 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. проводят занятия, показывая несколько картинок.

Цели усложняются: теперь ребенок по слову взрослого должен узнать изображения нескольких предметов (рыбы, собаки, медведя), по хорошо знакомым ему по игрушкам, из окружающей жизни. К 1 г. 6 мес. на таком занятии можно использовать уже 5—6 картинок.

Второй этап (1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.)

Цели: формировать умение дифференцировать (различать) изображения предметов, близких по своим внешним признакам; обобщать по слову взрослого однородные предметы.

Как: В работе используются изображения двух однородных предметов, но внешне различных, на фоне третьего, контрастного. Например, собачки белая и черная показываются на фоне машины или куклы, или на двух картинках нарисованы легковая и грузовая машины, на третьей — кошка. Усложнением задания на этом занятии может быть подбор двух картинок, внешне сходных с тре­тьей: например, белая и черная собачки, а кошка — белая.

На занятии с несколькими картинками детям предлагаются не только их рассматривать, но и действовать с ними. Для этого воспитатель использует соответствующие слова: «возьми», «покажи пальчиком», «дай», «спрячь», «найди». Он меняет местами картинки, чтобы впоследствии ребенок нашел разные предметы и действия, разные предметы — одно действие, один предмет — разные действия.

Третий этап (1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.)

Цель: закреплять умение узнавать изображения знакомых предметов и действий с ними, называть знакомые предметы и действия облегченными и правильными словами.

Как: Воспитатель сначала использует картинки, на которых нарисована кукла и собачка, производящие разные действия. Например, кукла спит, собачка ест. Воспитатель спрашивает детей: «Где кукла спит?» Затем показывает сразу две картинки. Дети их рассматривают. После этого взрослый прячет картинки, меняя их местами, и задает вопрос: «А где собачка ест?» И вновь показы­вает картинки. Далее воспитатель показывает малышам по одной картинке и спрашивает: «Кто это? Что делает?» Так детей упражняют в умении узнавать действия.

Для формирования у малышей умения обобщать действия им показывают картинки с изображениями, например, ребенка и животного, производящих одинаковые действия. Например, девочка пьет молоко из чашки, сидя за столом; кошка пьет молоко из блюдца на полу. Затем используются картинки с одинаковыми изображениями, скажем, двух девочек, действующих по-разному. Например, одна девочка ест, другая спит.

Методика проведения и цель такого занятия подобны предыдущему. Задания можно усложнить, варьируя подбор картинок.

Четвертый этап (1 г. 9 мес. — 2 г.)

Занятия с сюжетными картинками

Цели: развивать понимание изображений несложных, знакомых ребенку сюжетов; учить обозначать их словом; формировать умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.

Оборудование: 2—5 картинок (20x30) с изображением несложных сюжетов, например, мама купает малыша; дети моют руки, обедают; мальчик кормит собаку; девочка завязывает бинтом собачке лапу; папа чинит мальчику сломанную машину и т.п.

Как: Воспитатель сначала показывает картинку, спрашивая детей: «Кто это? Что делает?» Если малыши перечисляют только предметы, задает дополнительные вопросы: «Что делает мальчик? Что он держит в руке? Что делает лошадка? Кто лошадку поит?» После этого предлагает послушать короткий рассказ по картинке.

                               Пятый этап (2 г. — 2 г. 6 мес.)

На первых порах детям предлагаются знакомые объекты и характерные для них действия, например, внезапно появляется собачка, лает, играет с воспитателем, выполняя его требования, потом получает кусочек сахара (как бы ловит его). Или вдруг появляется медведь, он идет медленно, переваливаясь с ноги на ногу, рычит, затем ест мед. Воспитатель игрушкой проделывает соответствующие движения, имитирует рычание медведя.

                                  Сюжетные показы

Первый этап (1 г. 6 мес. — 2 г.)

В этот же период детям можно показывать настольный кукольный театр, где перед ребенком разыгрывают сюжеты не с одним, а с двумя-тремя действующими лицами, например, сценку «Даша и цыпленок». На столе появляется кукла Даша, она зовет цыпленка, кормит его зерном. Он просит пить. Даша уходит, чтобы принести ему воды. Появляется злая кошка (лучше, если это будет игрушка бибабо), она мяукает, хочет схватить цыпленка. Воспитатель, воздействуя на эмоциональную сферу малышей, побуждает их к активным действиям: они грозят кошке пальцем, не разрешают хватать цыпленка, но кошка все же не слушает их и уносит его. Приходит кукла Даша, спрашивает: «Где же цыпленок?» Дети, правильно воспринявшие содержание сюжета, отвечают, кто унес цыпленка. Отыскивание воспитателем вместе с детьми цьпленка и кошки, которых взрослый незаметно прячет, вызывает у малышей большую радость.

Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию.

Купание кукол

Цели: обогатить впечатления, развивать речь детей.

Оборудование: кукла-голыш, тазик, лейка с водой, мыло, губка, полотенце.

Как: Воспитатель показывает купание кукол, сопровождает действия словами, просит помочь помыть голову, полить на спинку, вытереть куклу.

Даша и цыпленок

Цели: те же.

Оборудование: кукла, цыпленок, кошка, тарелка.

Как: В настольном кукольном театре разыгрывается сценка. Даша зовет цыпленка, кормит его, цьшленок пищит - просит пить, девочка идет за водой. Крадется кошка, забирает цыпленка, уносит. Приходит Даша, спрашивает: «Где цыпленок?» Затем идет с детьми искать его. Ребята находят, жалеют его, а кошку ругают.

Мишка заболел

Цели: учить детей смотреть, слушать, воспринимать информацию; обогатить впечатлениями.

Оборудование: мишка, бинтик для завязывания, кроватка с одеялом и подушкой, машина.

Как: Мишка прыгал, ушиб лапку, плачет. Воспитатель жалеет его, завязывает ему лапку (лечит), поит молоком, укладывает в постель. Мишка полежал, выздоровел, прыгает, едет кататься на машине.

Второй этап (2 г. - 3 г.)

День рождения куклы Кати

Цель: закрепить представления о празднике день рождения.

Оборудование: кукла Катя, другие куклы (девочка Настя, мальчик Дима), игрушечные птичка в клетке, обезьянка, посуда.

Как: Воспитатель показывает куклу Катю и спрашивает детей: «А вы знаете, ребятки, почему кукла Катя такая нарядная? У нее сегодня день рождения. Она ждет гостей. Ой, слышите, звонит звонок? Кто-то пришел в гости. (Показывает малышам куклу-мальчика.) Это Дима пришел в гости. А что он принес Кате? Это подарок - птичка в клетке. Катя взяла подарок и говорит Диме: "Спасибо!" Они дадут птичке воды попить и зернышек поклевать. Ой, опять звонок. Кто там? Это пришла подружка Настя и тоже принесла подарок. (Восnитатель nоказывает детям пакет.) Что это? (Вынимает игрушку - маленькую обезьянку.) Катя берет обезьянку, целует ее. Она ей очень нравится. Катя сажает гостей за стол. Что гости будут делать? Будут пить чай с конфетами».

Куклы пьют чай. С детьми уточняют, что стоит на столе: чашки, блюдца, вазочка с конфетами. А теперь все будут плясать, а мы им похлопаем».

Дуня, папа и мама

Цели: обогатить представления об окружающем мире; привить умение решать проблемы в игре.

Оборудование: кукла-папа, кукла-мама, кукла-дочка, машина, предметы-заместители.

Как: Воспитатель знакомит детей с игрушками: «Это папа Ваня, это мама Марина, а это их дочка Дуня. Мама и папа взяли Дунечку из садика и сейчас поедут домой. Вот они сели в машину и едут. Oй, машина остановилась. Что случилось? Бензин кончился. Что делать, ребятки? Да, надо залить бензин. (Взрослый nоказывает детям, как можно использовать nредмет-заместитель (прыгалки) вместо шланга.) Папа заливает бензин. Едут дальше. Опять остановилась машина - колесико сломалось. Что делать? Да, надо починить. (Достает nалочку - это молоточек.) Папа чинит машину, садится, едут дальше. Приехали. Вышли из машины. Все хорошо. Машину починили. Папа молодец! Мама угощает их конфетами. Они благодарят ее».

Таня и кошечка Мурка

Цели: познакомить детей с повадками кошки; обогатить впечатлениями игру детей.

Оборудование: кукла Таня, кошка Мурка (бибабо), строительный материал, ленточка, шарик, блюдечко, коврик.

Как: Воспитатель строит домик. Стучит в дверь домика. Оттуда выходит девочка-кукла. Вместе с детьми воспитатель спрашивает, как ее зовут. Это кукла Таня. У нее есть кошечка Мурка. Таня зовет свою кошечку и показывает, как та умеет играть с ленточкой и шариком. Мурка мяукает, трется о ноги куклы. Кукла Таня спрашивает: «Вы нe знаете, что хочет кошка Мурка?» - «Она хочет молочка». Таня выносит из дома мисочку, наливает в нее воображаемое молоко. Мурка пьет молоко из тарелочки. Потом Таня ей стелет коврик. Мурка ложится и мурлычет. Взрослый подносит палец к губам и говорит: «Тихо, Мурка спит, а мы пойдем играть».

Веселый клоун

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, чувство юмора.

Оборудование: игрушечные клоун в шапочке и собачка.

Как: Детям предлагается отгадать, кто к ним сегодня придет. Внезапно появляется клоун, здоровается с детьми, наклоняет голову и теряет шапочку. Так он проделывает несколько раз и этим смешит детей. Он рассказывает ребятам, что у него есть друг, которого зовут Барбосик. Это ученый пес, который все умеет делать. Клоун зовет собачку вместе с детьми и показывает, что песик умеет делать: выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!», «Голос!», ловить сахар. Собачка все вьшолняет. Дети хлопают в ладоши. Клоун поет собачке песенку, она танцует.

Дидактические игры на развитие речи

Так, начиная с 1 г. 3 мec. взрослый организует занятия с показом несколькик предметов: «Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?». Эти иrры вызывают у детей разнообразные речевые и положительные эмоциональные реакции.

Цели: активизировать восприятие ребенком речи; развивать собственную речь малыша и ориентировку в окружающей обстановке.

Как: Предметы, контрастные не только по внешним признакам, но и действиям, помещают в «чудесный мешочек». Например, после веселой куклы Ляли показывают медленно идущего медведя, затем быстро прыгающего зайчика и др. Такая смена игрушек кадый раз вызывает новую ориентировочную реакцию малыша. Занятия должны проходить очень эмоционально, живо. He следует требовать от детей ответов.

В ходе занятия взрослый с помощью различных методических приемов добивается от детей речевой реакции. Это может быть эмоциональный настрой до появления предмета, создаваемый помощью вопроса: «Кто там?», с внезапным появлением предмета, его исчезновением. Если дети не называют предмет, это делает сам воспитатель, произнося несколько раз правильные и облегченные слова: «кукла», «Ляля». Пряча предмет, говорит: «Ай, нет!», а показывая снова: «Ай, вот!»

Ha первых порах малыши подражают эмоциональным возгласам взрослого. Если же они не назвали предмета, воспитатель показывает одновременно две разные игрушки и просит отыскать одну из них, взять в руки, т.е. побуждает малыша к пониманию речи. Затем прячет игрушки и из мешочка вынимает и показывает другие. Занятия усложняются за счет того, что используются новые предметы, и не только контрастные, но и близкие по своим внешним признакам. Например, белая пушистая собачка и того же цвета зайчик, черный котенок и такой же медвежонок. Таким образом, у детей уточняется восприятие предметов, они учатся выделять в них характерные признаки. Одновременно подбираются однородные игрушки, отличающиеся лишь внешне. Например, собачки маленькая, белая, пушистая, черная, большая. Ребенку предлагают найти ту или другую собачку нa фоне белого зайчика или черного котенка. Выполняя задание, дети учатся обобщать однородные предметы в определенной ситуации.

Для детей, достигших 1,5 лет, занятие с «чудесным мешочком» можно усложнить. Для этого предметы, вынутые из мешочка и названные детьми, расставляют в разных местах комнаты. Дети ставят их на горку, подоконник, кладут куклу нa кровать, матрешку ставят нa полку. Ha таком занятии решается задача развития речи малышей и их ориентировки в окружающем пространстве.

Первый этап (1 г. 3 mec. -1 г. б mec.)

Чудесный мешочек

Цель: развить умения называть предметы, подражать звукам.

Оборудование: мешочек с игрушками.

Как: Взрослый осуществляет внезапное появление и исчезновение предметов, показывает их в действии. Задает детям вопросы: «Кто там? Кто это?» Учит ребят подражать голосам животных, называть их действия.

Мелочь

Цели: развивать координацию пальцев рук, активную речь; побуждать к действию с предметами.

Оборудование: завернутые в папиросную бумагу мелкие предметы (3-4 шт.): кукла, собачка, мисочка, лоскут материи; коробка.

Как: Ребенку предлагается посмотреть, что находится в коробке и поиграть ее содержимым.

Второй этап (1г.6 мес. – 2г.)

Выполнение поручений

Цель: развивать речь и ориентировку в пространстве.

Оборудование: кукла, собачка, мишка, зайчик, птичка.

Как: Воспитатель сидит за столом, 5-6 детей располагаются полукругом. Используется методика внезапного появления и исчезновения предмета. Детям предлагается разложить игрушки в комнате: положить куклу на кроватку, собачке принести воды, машинку поставить на горку, медведю показать зеркало, зайчику дать морковку и т.д.

Подбор предмета к картинке

Цель: формировать обобщение в речи: назови и найди такой же предмет.

Оборудование: картинки с изображением предметов и сами предметы: кукла, собачка, зайчик, машина, матрешка и др.

Третий этап (2г. – 2г. 9 мес.)

Найди пару

Цель: развивать логическое мышление, речь, внимание.

Оборудование: картинки (9 х 9 см) следующего содержания (всего 16 сюжетов): девочка под дождем и зонтик; тарелка с едой и ложка; рыбка и аквариум; ваза и цветок; грязный мальчик и душ; бабушка и очки; непричесанная девочка и расческа; кораблик и волны на реке и т.д.

Как: Игра проходит за столом. Количество участников 2-6 человек. Детям раздаются картинки, несколько берет себе воспитатель. Взрослый просит детей внимательно рассмотреть свои картинки, после чего предлагает к каждой картинке найти пару. Игру можно начать с картинки воспитателя. Он берет одну из своих картинок и спрашивает, что нарисовано на ней, что происходит с ее героем и какая другая картинка подходит к этому сюжету. Затем взрослый спрашивает поочередно детей, что у каждого нарисовано на картинке и что нужно сделать, чтобы другая картинка подошла к первой. Например, у ребенка имеется картинка с рыбкой, воспитатель спрашивает: «Где рыбка плавает? Где она может жить?» и т.д. У кого-то из детей обнаруживается картинка с аквариумом. Обе картинки соединяются. Игра продолжается до тех пор, пока не найдется пара для каждой картинки.

Кому что нужно

Цель: уточнять представления о назначении предметов.

Оборудование: утюг, очки, карандаш, сковорода, иголка с ниткой и т.д.

Как: Взрослый предлагает детям подумать, кому и для чего нужны эти предметы.

Загадки о предметах

Цели: уточнять представления о предметах; развить мышление.

Оборудование: зайчик, елочка, карандаш, кастрюля, градусник и др.

Как: Называние характерных признаков предмета: «Угадай, о ком (о чем) я говорю: маленький, пушистый, длинные ушки, прыгает, ест морковку. Кто это?»

Мешочек на ощупь

Цель: уточнять представления о свойствах предметов.

Оборудование: мячик, шарик, грибок (деревянный), матрешка, ложка, карандаш.

Как: Не заглядывая в мешочек, на ощупь найти какой-либо предмет и рассказать о нем.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 03.11.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх