ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2

Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2

В настоящее время проблема адаптации детей к новым условиям жизни одна из актуальных. Анализ развития и причин отклонений в поведении детей, принимаемых в поликлинике, показывает, что вышеуказанная проблема является ведущей, а в подростковом возрасте выступает в форме дезадаптации.

В справочнике по психологии и психиатрии термин «адаптация» рассматривается как «приспособление организма к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза». Она осуществляется по средовому вектору и определяется как социальная, семейная, школьная или других видов.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения среды: приспособление себя к среде и среды к себе - преобразование ее. Нарушение, сбой адаптационных механизмов приводят к дезадаптации.

Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Этот вопрос освещался в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Г. Ватутиной, Л.Г. Голубевой, Р.В. Ямпольской и др. Данная проблема стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания.

Физиологической основой социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа, который так необходим в жизни ребенка. Первые стереотипы формируются очень рано - в первые месяцы жизни. У ребенка устанавливается последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования. Процесс протекания адаптации прежде всего связан с возрастом ребенка. Легче приспосабливаются дети в возрасте до 6 месяцев, у которых стереотипов еще немного, либо более старшие (после 2 лет), уже имеющие некоторый жизненный опыт.

Дети в зависимости от возраста по-разному реагируют на новые условия жизни. Так, самые маленькие больше всего реагируют на изменения температуры воздуха и способ вскармливания (грудь, бутылочка), а в возрасте 6-9 месяцев - на изменение метода укладывания на сон, кормления, бодрствования. Дети более старшие помимо этого особенно остро реагируют на отрыв от близких, к которым они уже достаточно привязаны. К формированию адаптационных механизмов чувство привязанности к близким имеет прямое отношение.

Каковы же предпосылки привязанности?

Первый период (от 0 до 3 мес.) - дети ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми.

Второй период (с 3 до 6 мес.) - дети впервые отличают окружающих знакомых от незнакомых, т.е. это период, когда формируются первые дифференцировки - различения окружающих.

Третий период (с 7 до 8 мес.) - период избирательной привязанности ребенка к ближайшему взрослому.

Наиболее сильная привязанность к взрослому наблюдается в 1 г. - 1 г. 6 мес. и несколько уменьшается к 2 г. 5 мес. - 3 г., в связи с тенденцией к самостоятельности. В связи с этим детско-родительская привязанность в своем развитии проходит четыре стадии:

1) ассоциативная (от рождения до 6 недель - 2 мес.) - одна реакция при общении, которая чаще носит отрицательный характер;

2) стадия недифференцированной привязанности (6-7 мес.) - ребенок на всех реагирует одинаково;

3) стадия специфической привязанности (7-9 мес.) - проявляется к матери;

4) стадия множественной привязанности (к 1 г. 5 мес.) - к отцу, братьям, сестрам, все же отдавая предпочтение матери.

Ранняя детско-родительская привязанность формируется по типу запечатления, имитации поведения родителей, что влияет на способность ребенка в более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.

Итак, одним из направлений формирования адаптационных механизмов является развитие с момента рождения у ребенка надежной привязанности.

Вид привязанности ребенка зависит от поведения взрослых, ухаживающих за ним. В ряде исследований вид привязанности ребенка оценивается следующим образом:

- реакция на уход близких и их возвращение;

- активность обследования среды (Ч. Венер, И.Б. Галигузова).

Характеристика Надежной привязанности.

Поведение взрослых:

•          быстро реагируют на потребности ребенка;

•          налаживают эмоциональное общение;

•          вызывают инициативное общение ребенка;

•          имеют высокую мотивацию к достижению успешности ребенка.

Поведение детей:

•          дети свободно обследуют среду, проявляют интерес к окружающим;

•          отделение от взрослых огорчает их ненадолго;

•          при встрече проявляют радость.

Имея надежную привязанность, ребенок ведет себя уверенно. Он находчив, любознателен, инициативен, что является предпосылкой к успешной социализации. При этом любовь ухаживающего должна быть адекватна, не вызывать аффективной привязанности.

Однако при неправильном поведении взрослых формируется Ненадежная привязанность, которая может быть следующих видов.

1)         Избегающая привязанность.

Поведение взрослых:

•          сдержанны, раздражительны (что наблюдается в закрытых детских учреждениях, в частности в доме ребенка).

Поведение детей:

•          пассивны, мало исследуют среду;

•          не реагируют на уход взрослых;

•          при встрече избегают взрослых.

2)         Сопротивляющаяся привязанность.

Поведение взрослых:

•          непоследовательны  (то заботливы, то холодны), непредсказуемы.

Поведение детей:

•          Мало изучают окружающую среду;

•          при разлуке со взрослыми огорчаются;

•          при встрече с ними озлобляются.

3)         Дезорганизованная привязанность.

Поведение взрослых:

•          дают ребенку сбивающий их с толку сигнал, сами запутаны.

Поведение детей:

•          ведут себя также непоследовательно, испуганы; при разлуке изумляются, а при встрече боязливы;

•          избегают взрослого, не знают, как себя вести.

Ненадежная привязанность рассматривается как фактор риска в формировании личности ребенка, усложняет процесс адаптации.

Кроме того, в ряде исследований отмечается «симбиотическая» привязанность, когда дети не отпускают от себя мать ни на шаг.

Итак, в период адаптации происходит переделка ранее сформированных стереотипов; помимо иммунной, физиологической ломки преодолеваются психологические преграды, вызывающие стресс. Малыш может отказываться от еды, сна, общения с окружающими, уходит в себя, у него наблюдаются проявление агрессии и стереотипии, ограничение себя в пространстве, проявление мутизма (не говорит в новой для себя обстановке).

В результате стресса, который дети часто получают в домашних условиях, проявляют агрессию, негативизм. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых. Так, они резко вводят ограничения в поведение ребенка, увеличивают темп и сложность деятельности, дают заведомо отрицательную оценку успешности деятельности. Дети же испытывают дефицит общения с близкими и боязнь перейти на вторые позиции при рождении братика или сестрички и потерять себя в глазах матери как единственно любимого.

То же самое происходит, когда в семье появляется новый папа - отчим. Дети, не подготовленные к подобным переменам, тяжело их переживают. Так, Маша К. 6 лет, в связи с рождением сестренки, привлекала к себе внимание тем, что требовала соску, бутылочку, начала сосать палец, у нее появилась агрессия к матери и бабушке, снизился уровень активной речи.

Хорошо известно, что понятие «стресс» (от англ. stress - натяжение, давление, напряжение) введено канадским физиологом Гансом Селье (1938). Это неспецифическая  (наряду со специфической) реакция организма, направленная на ее защиту, приспособление к ситуации (может быть вызвана охлаждением, ожогом, ранением и др.). Усилие, необходимое для приспособления - адаптация, требующее неспецифической «адаптационной энергии».

Селье выделил три стадии стресса.

- реакция тревоги - мобилизация всех сил организма;

- реакция сопротивления - период повышения стрессоустойчивости;

- реакция истощения - если вредные факторы длятся долго и их нельзя устранить.

Рис. 9. Сравнительные данные готовности детей к поступлению в ДОУ и исхода адаптации

Позднее канадский физиолог различает понятия «стресс» и «дистресс».

Так, стресс он стал рассматривать как положительный фактор - источник повышения активности успешного преодоления.

Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги, тем более организм малыша. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы процесс адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ проходил более гладко.

Для этого необходимо знать о ребенке самое необходимое: биологический анамнез, состояние его здоровья, особенности психического развития и формирования его личности. Определить готовность ребенка к поступлению в ДОУ. Течение адаптации зависит от того, насколько ребенок готов к поступлению в ДОУ (рис. 9).

Из диаграммы видно, что у большинства детей, поступающих в ДОУ, низкая готовность. Лишь 18,2% ребят готовы к переходу в новые условия жизни. В основном только у этих детей адаптация проходила в легкой форме, так как не была проведена необходимая предварительная подготовка.

Мы разработали психолого-педагогические параметры, определяющие эту готовность (табл. 1). В результате анализа приведенных параметров определяется следующее: делается прогноз адаптации, выявляются проблемы, которые могут возникнуть в ее период, родителям и воспитателям даются назначения, состоящие из трех блоков:

1 - особенности поведения (настроение, сон, аппетит, контроль за отправлениями, наличие отрицательных привычек);

2 - уровень НПР;

3 - формирование некоторых черт личности ребенка (проявление познавательных потребностей, социальных связей со взрослыми и сверстниками, инициативности, самостоятельности, уверенности в себе, привязанности к взрослому).

Каждый параметр оценивается в баллах:

♦          если поведение ребенка адекватно - 3 балла;

♦          не всегда адекватно - 2;

♦          не адекватно - 1 балл.

При оценке НПР:

♦          развитие соответствует возрасту, I группа - 3 балла;

♦          незначительная задержка, II группа - 3;

♦          III группа - 2;

♦          IV, V группа - 1 балл.

 

Таблица 1

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка

к переходу в новые условия жизни (1 г. 1 мес. - 5 лет)

 

 

Параметры

Оценка в баллах

I. Поведение

 

1.         Настроение:

 

- бодрое, уравновешенное:

3

- раздражительное, неустойчивое:

2

- подавленное

1

2. Длительность и характер засыпания:

 

- быстрое, спокойное;

3

- медленное, спокойное;

2

- медленное, неспокойное

1

3. Длительность сна:

 

- соответствует возрасту;

3

- не соответствует возрасту

1

4. Аппетит: - хороший;

3

- избирательный, неустойчивый, повышенный;

2

- плохой

1

5. Отношение к высаживанию на горшок:

 

- положительное;

3

- отрицательное

1

6. Контроль за отправлениями (в соответствии с возрастными нормами):

 - развит достаточно;

3

- развит недостаточно;

2

- отсутствует

1

7. Наличие отрицательных привычек (сосание пальца, раскачивание и др.):

- отсутствуют;

3

- имеются

1

II. Нервно-психическое развитие

 

По всем показателям в соответствии с возрастом:

 

- нормальное развитие;

3

- задержка на 1 эпикризный срок;

3

- задержка на 2 эпикризных срока;

2

- задержка на 3—4 эпикризных срока

1

III. Личность

1. Проявление познавательных потребностей:

 

— да;

3

— не всегда;

2

— нет

1

2. Инициативность:

 

а) проявление инициативности в игре

 

Умеет найти себе дело:

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет;

1

б) проявление инициативности во взаимоотношениях со взрослыми

 

Вступает в контакт по своей инициативе:

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет;

1

в) проявление инициативности во взаимоотношениях с детьми

 

Вступает в контакт по своей инициативе:

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет.

1

Решает проблемы в игре (с 1 г. 6 мес.):

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет.

1

Элементы воображения в игре:

 

— да,

3

— нет

1

3. Проявление социальных связей

 

а) вступает в контакт со взрослыми:

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет;

1

б) вступает в контакт со сверстниками:

 

— да,

3

— не всегда,

2

— нет

1

4. Выражение адекватного отношения к оценке взрослым его деятельности:

 

— да;

3

— не всегда;

2

— нет

1

5. Наличие уверенности в себе:

 

— да;

3

— не совсем;

2

— нет

1

 6. Наличие аффективной привязанности к кому-либо из взрослых

 

— нет;

3

— да

1

Далее вычисляется средняя арифметическая каждого блока, а затем всех трех блоков. Если ребенок получает:

3—2,6 балла — он готов к переходу в другие условия;

2,5—2 — условно готов;

1,9—1,6 — не готов;

менее 1,6 балла — находится в состоянии дистресса.

Одновременно выявляются проблемы, которые могут возникать у ребенка при переходе из одних условий в другие.

Психолого-педагогические параметры заполняются теми взрослыми, которые непосредственно работают с ребенком: воспитатель группы совместно с педагогом, старшим воспитателем или психологом.

Готовность ребенка определяет течение адаптации.

Анализ показал, что из всех перечисленных параметров уже в раннем возрасте в периоде адаптации наиболее значимы показатели, отражающие готовность социального плана, а также отражающие проявление активной личности ребенка (инициативность, результативность действий, связанных с познавательными потребностями, некоторой произвольностью (рис. 10). Поэтому большое значение имеет предварительное формирование адаптационных механизмов, которые опираются на чувство привязанности, физическое воспитание и закаливание, своевременное развитие познавательных потребностей и социальных связей.

Из диаграммы видно, что в раннем возрасте наиболее сложным в период адаптации является установление связей со сверстниками, особенно в том случае, если до этого в условиях семьи не было опыта общения с ними.

Исследования показали, что совершенно особое значение имеет связь течения адаптации с формированием инициативности в игре (решение детьми проблем в игре).

В исследованиях Н.Г. Ватутиной выявлено, что дети 3-го года жизни, имеющие высокие познавательные потребности, адаптируются гораздо легче, чем те, которые ждут от взрослых только эмоционального общения, ласки.

Рис. 10. Ранговое распределение показателей, влияющих на исход  адаптации детей 2-3 года жизни к дошкольному учреждению

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 05.08.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх