ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста Сенсорное развитие. Часть 9

Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста

Сенсорное развитие. Часть 9

1.Ориентировка по величине     Занятия с матрешками*
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)** Занятие с 2-мя матрешками.
Цели: развивать умение ориентироваться в двух контрастных величинах; формировать целенаправленные действия детей 2-го года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать).
Оборудование: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).
* * *
Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание малышей на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т.е. действует рукой ребенка.
Второй этап (1г.3мес. — 1г.6мес.) Занятие с 2-мя матрешками.
Обе матрешки раскрываются.
Цели и методические приемы те же, что и на первом занятии. Кроме того, воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9мес.) Занятия с 3-мя матрешками.
Цели: учить ориентироваться в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см); проводить целенаправленные действия с матрешкой.
Оборудование: три матрешки, две из которых раскрываются, а одна — нет.
* * *
Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что головки матрешек надо ставить не у их основания, а иначе: около меньшего основания большую, а маленькую возле большого основания. В этой ситуации ребенок должен правильно ориентироваться.
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.) Занятия проходят с 3 матрешками.
Все матрешки раскрываются. Если ребенок продолжает пользоваться методом проб и ошибок, необходимо поощрять его самостоятельность.
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.) Занятия проходят с 4—5 матрешками.
Все матрешки раскрываются.
Шестой этап (2г.6мес. — 3г.) Занятия проходят с 6 матрешками.

Все матрешки раскрываются. Необходимо предложить ребенку собрать матрешки без предварительного примеривания.
Цель и методические приемы используются те же, однако задача, ставящаяся перед ребенком, усложняется.
Занятия с пирамидками
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)
Занятия с пирамидкой (4-5 колец), все кольца одного размера.
Цели: развивать координацию рук; совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой. Оборудование: пирамидка из 4—5 колец одинаковой величины.
* * *
Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).
Второй этап (1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.)
Занятие с пирамидкой (4 кольца), кольца двух контрастных величин.
Оборудование: пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (по 2 кольца больших и поменьше). Воспитатель интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9 мес.)
Занятие с пирамидкой (6 колец), кольца трех контрастных величин.
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Оборудование: пирамидка из 6 колец (из них по 2 кольца больших, средних и маленьких).
Методические приемы используются те же, что и на предыдущем занятии. Воспитатель вводит новое понятие — «поменьше», называя так среднее
кольцо (большое, поменьше, маленькое).
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.)
Занятие с пирамидкой, состоящей из 4—5 колец, чередующихся по размеру через одно кольцо. Оборудование: пирамидка из 4—5 колец.
* * *
Пирамидка собирается из большой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т.е. разница
в величине колец здесь более контрастная.
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.)
Занятие с пирамидкой, состоящей из 6—8 колец, чередующихся по размеру.
Шестой этап (2г.6мес. — 3г.)
Занятие с пирамидками разной формы, состоящими из 7—8 колец.

 

 

2.Ориентировка в форме
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)
Занятие по развитию ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар, куб).
Цель: научить подбирать предметы по образцу.
Оборудование: по 3 шарика и кубика одного цвета и величины.
** *
Воспитатель предлагает детям найти предметы такой же формы, отличив их от другой, контрастной; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. После этого показывает, как из кубиков сделать башенку. Оставляя один кубик как образец, предлагает вызванному ребенку найти в материале такие же и самому построить башню.
Второй этап (1г.3мес. — 1г.6мес.)
Упражнение детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия.
На верхней крышке ящика вырезают две знакомые формы предметов — круг, квадрат или треугольник и прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Предметы и отверстия должны быть одного размера! Шар не должен входить в квадрат, а куб в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9мес.)
Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание (повторяется 2—3 раза). В играх с коробками разной формы (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) детям предлагается подобрать крышку к коробке.
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.)
Занятие по развитию у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме.
Цель: подбирать предметы, близкие по форме.
Оборудование: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.
* * *
Необходимо подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме (шар, яичко).
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.)
Соотнесение геометрических фигур с плоскостными картинками.
Цель: упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур.
Оборудование: картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отражающие знакомые формы предметов и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответствующего размера треугольники; неваляшка, состоящая из двух красных кругов (большого и маленького), и соответствующие ей круги такого же размера и цвета; домик, состоящий из четырехугольника и треугольника (крыша), и соответствующие им вырезанные формы.
* * *
Основной метод — показ, сопровождаемый словом. Воспитатель соотносит в картинке нужные формы предметов, составляя их целиком, затем предлагает это сделать детям на других картинках.
Шестой этап (2г.6мес. — 2г.9мес.)
Цель: уточнить представления детей о предмете.
Оборудование: шарик, карандаш, ложка, грибок, тарелка.
* * *
Показывая предметы, воспитатель рассказывает об их свойствах: мягкий, круглый, гладкий и т.д. Затем предлагает найти предметы на ощупь в мешочке. Если дети справляются, можно усложнить задание, положив в мешочек предметы, близкие по форме (грибок и матрешку).
Седьмой этап (2г.9мес. — 3г.)
Складывание разрезных картинок из двух половинок, трех частей.
Цель: формировать из двух-трех частей изображение целого предмета.
Оборудование: картинки ведра, машины, чайника, мячика.
* * *
Ребенку показывают образец с изображением целого предмета и двух, трех его половинок. Предлагается составить целый предмет. В дальнейшем можно провести занятие без показа образца.
3.Ориентировка в цвете
Первый этап (1г.9мес. — 2г.)
Дидактическая игра «Оденем куклу».
Цель: подбирать парные предметы одного цвета по образцу.
Оборудование: кукла, варежки (носки, ботинки) красного и синего цвета.
* * *
Воспитатель предлагает детям надеть кукле ботиночки. Ставит перед детьми  4ботиночка (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ножку кукле ботиночек красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя ботиночки синего цвета. Также можно подобрать
и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый — зеленый).
Второй этап (2г. — 2г.6мес.)
Цель: подбирать разнообразные предметы по образцу.
Оборудование: разноцветные дощечки (красного, синего, зеленого, желтого цвета), картинки с изображением предметов такого же цвета.
* * *
Детям раздаются дощечки разного цвета. Воспитатель показывает изображение картинки определенного цвета, предлагает детям найти дощечку такого же цвета и положить на нее картинку. Можно усложнить задание: предложить подобрать дощечку к картинке белого цвета (дощечки такого цвета у ребенка нет). Если ребенок справляется с заданием, предложить подобрать предмет определенного цвета к слову взрослого.
Третий и четвертый этапы (2г.6мес. — 3г.)
Цель: называть предметы разного цвета.
Оборудование: предметы 4-8 цветов (красного, желтого, черного, коричневого, синего, зеленого, голубого, розового).
* * *
Детям предлагается назвать предмет и его цвет.
4.Дидактические игры на развитие психических функций (2г. - 3г.)
Что изменилось?
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: кукла, стульчик, елка, зайчик, грибок.
* * *
Воспитатель называет предметы, которые находятся перед детьми, затем тайком меняет их местами и спрашивает ребят: «Что изменилось?»
Чего не стало?        Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: кукла, елка, грибок, корзина.
* * *
Дети рассматривают предметы, устанавливают связь между ними. Затем воспитатель один предмет прячет и спрашивает: «Чего не стало?»

 

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 11.10.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх