ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Приложение 1.

У детей 2-го года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. Как раз в это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга, отвечающей за речь.

Причины задержки в речевом развитии детей различны — это и недостатки педагогических воздействий, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и сложная адаптация к новым условиям жизни в ДОУ, и многие-многие другие. Поэтому с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, такие дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, так как в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими ребятами, теми, у которых речь развита несколько лучше, но еще не настолько хорошо. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам и легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Занятие по развитию речи состоит из трех частей, его продолжительность не более 3-4 мин. В каждой части занятия требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребенка утомления, а с другой — помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.

Давно известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулируют речевое развитие ребенка, поэтому в первой части занятия рекомендуется дать детям задание, направленное на совершенствование движений рук: нанизывание колец одной величины на стержень, шнур; пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик...» и др.

Вторая часть занятия посвящается работе с картинками. Их содержание должно соответствовать уровню развития понимаемой ребенком речи. Так, например, если возраст малыша 1 г. 9 мес., то на занятии с ним можно использовать картинки с изображением нескольких сюжетов и действий. Прежде всего нужно выявить, какие сюжеты, предметы и действия пока может назвать малыш и соответствуют ли его знания календарному возрасту. Если он не называет никаких действий, следует выявить, сможет ли он назвать одни предметы, изображенные на картинке, правильно или облегченно. Если же он ничего не называет, выявить, как он понимает сюжет картинки и действия, знает ли названия предметов. Так устанавливается точный уровень возможностей ребенка. Например, на занятии можно выяснить, что малыш в 1 г. 9 мес. понимает названия действий, несложных сюжетов, однако он сам словом обозначает лишь названия некоторых предметов. Проводя занятия, следует пользоваться разнообразными методами для активизации деятельности ребенка, предлагая ему различные задания: посмотри, возьми, спрячь, найди, дай мне...

Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребенка. Для ее проведения используют игры с парными картинками, простой конструктор. Проводится игра так, чтобы воспитатель и ребенок в ходе игры могли постоянно общаться. Такие «деловые» общения вынуждают малыша включиться в разговор и поддерживать его первое время хотя бы такими словами, как «да», «нет», «никак», «дай» и др.

Для активизации речевой деятельности детей важно, чтобы они получали достаточную информацию в ДОУ или дома, которая не была бы чрезмерно большой и бессистемно меняющейся.

Приложение 2.

Развивающие игры и занятия для детей,

формирующие психологическую готовность к школе

Занятие 1

1. Развитие мышления.

Цель: классифицировать предметы по виду (4-й лишний).

2.«Что изменилось?».

Цель: развивать внимание, память.

На столе разложены пять небольших игрушек. Детям предлагается их запомнить, затем предметы загораживаются ширмой и меняются местами, меняется также их положение (стояла — лежит). Изменения вводятся постепенно (сначала одну игру, потом две и т.п.).

3. Развитие мелкой моторики, игра «Колечко».

Цель: совершенствовать координацию общих движений, согласованности действий. Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий держит в руках колечко, подходит к каждому ребенку и как бы кладет колечко в руки одному из игроков со словами: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот малыш, у которого оно оказалось, выбегает, а другие игроки, сцепив руки, пытаются его остановить.

4. Подготовка к письму: «Рисование узора А».

Цели: развивать координацию движений, подготовить руку к письму.

На листе в клетку ребятам дается начатый узор из точек, которые они должны соединить и продолжить узор.

Занятие 2

1. Развитие мышления: «Точки, снежинки, палочки».

Цель: развивать логическое мышление.

Перед ребятами кладут три ряда карточек, по четыре в каждом. В первом нарисованы точки, во втором снежинки, в третьем палочки. Взрослый объясняет увеличение фигур первых двух рядов, при этом вовлекая в рассуждения детей. Затем предлагает самостоятельно разложить третий ряд.

2. Внимание, моторика, память, упражнение «Зеркало».

Цель: развивать внимание, память, умение точно воспроизводить движения.

Двое играющих встают друг против друга. Один из них — зеркало. Он должен в точности повторить движение другого.

3. Кругозор, словарный запас: «Цветы».

Цели: развивать кругозор; расширить словарный запас, память, быстроту реакции.

Каждый ребенок выбирает название цветка. По жребию один цветок начинает игру. Он называет любой цветок и догоняет его. А когда этому цветку грозит опасность, он называет другой цветок, и тот убегает.

4. Подготовка к письму: «Рисование узора Б».

Цель: развивать координацию движений рук с целью подготовки к письму.

Ребенок должен продолжить начатый узор.

Занятие 3

1. Развитие мышления:

а) лишний предмет.

Цель: классифицировать по разным признакам (положение предметов, предмет, относящийся к другому классу, признак действия). Перед детьми располагают картинки, из которых одна лишняя:

Кошка стоит

Лодка с веслом

Малыш идет пустой

Дерево стоит

Причал, мостик

Малыш несет мешок

Свинка стоит

Льдина

Девочка несет метлу

Лошадка стоит

Пароход

Малыш носит дрова

Собачка стоит

Корабль

Девочка несет чемодан

 

б) «Кто кем будет?».

      Цели: расширить кругозор; уточнить представления детей о происходящем.

Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем или чем будет яйцо (цыпленок, мальчик, желудь, икринка, гусеница, мука, кирпич, ткань)?». При обсуждении необходимо подчеркнуть, что может быть несколько вариантов ответов. Например: из яйца могут вылупиться птенец, крокодил, черепаха, змея; из него можно приготовить яичницу.

2. Внимание, память: «Запомни картинку».

Цель: развивать внимание, память.

После подготовки 10—12 картинок с изображением одного предмета игру можно провести как соревнование «Кто больше запомнит картинок?». Играющие рассматривают картинки 2— 3 мин, затем изображения убирают, и ребята называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто больше вспомнит неназванных картинок.

3. Моторика, математика: «Назови соседей».

Цели: развивать координацию, ловкость движений; уточнить математические представления.

Дети играют по двое. Один ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10); поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается, то выбывает из игры.

4. Речь: «Составь рассказ».

Цель: развивать связную речь, логическое мышление.

Перед детьми раскладывается серия картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

5. Подготовка к письму.

Цель: закрепить умение слушать и точно выполнять указания взрослого. «Поставь карандаш на точку: две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо и т.д.»

Занятие 4

1. Развитие мышления: «Что плавает, что тонет?».

Цели: расширять кругозор; пополнить словарный запас новыми словами (легкий, тяжелый, металл, дерево, пластмасса); сформировать представления о свойствах предметов.

Оборудование: предметы из металла, пластмассы, дерева (линейка, пуговица, карандаш, гвоздь, ножницы, ключи и т.д.), таз с водой.

Ребята сначала угадывают, будет предмет плавать или утонет. Затем на практике сами проверяют свою догадку.

2. Речь: «Вербальные аналогии».

Цель: развивать интеллектуальные способности с помощью логических абстракций.

Воспитатель пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями, — слева, а справа лишь одно слово — вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.

а)

день =

ночь

г)

бидон =

чайник

 

ночь

?

 

молоко

?

б)

летчик =

шофер

д)

топор =

коса

 

самолет

?

 

дрова

?

в)

снег =

лед

е)

Саша =

Коля

 

лыжи

?

 

Александр

?

3. Чтение стихов.

Цель: познакомить детей с классиками литературы.

Прочтение взрослым двух любых четверостиший из произведений А.С. Пушкина.

После чтения предложить ребятам попросить мам, чтобы они прочитали им дома все произведения целиком.

4. Моторика: «Трудные виражи»

Цель: развивать координацию движения рук.

Каждый ребенок получает рисунок с дорожками, по которым он должен «приехать» к дому. Дети рисуют карандашом, не отрывая его от листа бумаги.

5. Подготовка к письму, упражнение «Диктант».

Цель: научить внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

«Внимание! Рисуем узор: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна вниз, одна вправо и т.п. Руки от листа не отрывать».

6. Внимание, память.

 

А.

12345

Б.

123456

12345

12345

23415

32154

43521

42531

и т.д.

Цель: выработать у детей усидчивость.

 

Ребятам дается образец и объясняется, какие цифры надо вычеркнуть.

 

 

 

 

7. Занимательные вопросы.

«У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собачка Дружок. Сколько у бабушки внуков?»

Занятие 5

1. Развитие мышления.

Цель: выработать умения последовательно осуществлять умственные действия, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Вариант 1

Детям предлагается внести недостающий рисунок. Сколько должно быть бусинок? Сколько должно быть ягодок? Сколько должно быть лепестков у цветка? Какая форма окна у дома?

Вариант 2

На заранее приготовленном листе бумаги чертится квадрат и вместе с ребенком, вспоминая начало сказки, рисуется схематичный рисунок, затем то, что было по сюжету дальше, и т.д.

2. Развитие внимания, памяти: «Угадай что спрятано?».

Цели: тренировать внимание, память; уточнить представления об окружающих предметах.

В мешке находятся предметы. Ребенку описывается предмет, его внешний вид, он должен отгадать, что это, и постараться найти его в мешочке на ощупь.

3. Развитие моторики: «Палочки».

Цель: тренировать мелкую моторику.

Дети собирают рассыпанные на столе палочки (спички) так, чтобы не задевать рядом лежащие.

Занятие 6

1. Мышление: «Земля, вода, огонь, воздух».

Цели: закреплять представления об окружающем мире, развить быстроту реакций.

Дети становятся в круг. Ведущий поочередно бросает каждому мяч говорит слово «земля», или «вода», или «воздух» — и ребенок должен назвать животное, или рыбу, или птицу. При слове «огонь» ребенок должен перевернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши.

Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а победитель награждается поощрительным призом.

2. Речь: «Почтальон принес письмо».

Цель: сформировать умение делить слова на слоги.

Перед занятием необходимо вспомнить, что слова состоят в основном из слогов. В слове могут быть один, два, три слога. Детям раздается материал с картинками, которые они должны показать воспитателю на то количество слогов, которое он назовет.

3. Внимание: «Зачеркнуть букву» (по образцу).

 

аоуио

аоуие

а иеуо

аоеуиаеуое

аоиеиуоаеиуа

оуеоиеуиеоуу

 

 

 

 

4. Моторика: «Фотограф и заяц».

Цели: скоординировать движения руки; развить глазомер.

В одном углу листа нарисован фотограф, а в другом заяц (можно схематично). Нужно соединить их штрихом по прямой линии, т.е. «сфотографировать» зайца.

5. Загадки.

На столе четыре яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Четыре.)

Для мальчиков пять чуланчиков, а выход один. (Перчатка.)

Занятие 7

1. Развитие мышления: «Незаконченные картинки».

Цель: формировать целостное представление о предметах.

Ребенку предлагаются незаконченные фигуры (эталоны форм

предметов), которые он должен закончить в рисунке (эллипс, круг, квадрат и т.д.).

2. Речь: «Угадай, как нас зовут».

Цель: ввести ребенка в мир букв и слов.

Для игры нужно заготовить 10 картинок, на каждой из которых должен быть изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованных вверху.

Например: арбуз-ножницы-яблоко (Аня); арбуз-санки-яблоко (Ася); обруч-лопата-яблоко (Оля); ножницы-игра-ножницы-арбуз (Нина); лопата-игла-дом-арбуз (Лида); ведро-арбуз-санки-яблоко (Вася); ведро-арбуз-лопата-яблоко (Валя); троллейбус-облако- лопата-яблоко (Толя); ведро-арбуз-ножницы-яблоко (Ваня); ведро-очки-ведро-арбуз (Вова).

3. Моторика.

Цель: формировать наглядно-образное мышление, координацию движений.

Детям предлагается из палочек (спичек) выложить узор по образцу.

4. Подготовка к письму. «Виражи».

Цели: развивать координацию рук; подготовить руку к письму.

Дети должны провести своими карандашами линии, не отрывая руки бумаги.

5. Занимательные вопросы.

На дереве сидели четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько было ворон? (Две.)

Занятие 8

1. Мышление и речь.

Цели: уточнить представления о временах года; закрепить умение описывать их по картинке.

Дети сидят за столом, и перед ними раскладываются картинки с четырьмя временами года. Они должны определить время года и сказать, как они это сделали. Затем каждому ребенку дают картинку, где изображена солнечная, ясная или пасмурная погода. Малыш должен по картинке определить, какая это погода и почему. Перед началом выполнения задания воспитатель дает образец ответа.

2. Внимание и память: «Бывает — не бывает».

Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.

Взрослый описывает различные ситуации, а ребенок должен решить, бывает так на самом деле или нет.

Например: волк бродит по лесу, волк спит на дереве; в кастрюле варится суп, в кастрюле варится чашка; кошка гуляет по крыше, собака гуляет по крыше; девочка рисует домик, домик рисует девочку.

3. Моторика: «Нарисуем человечка».

Воспитатель рисует сам и спрашивает детей о последовательности рисования (под диктовку детей).

4. Загадки.

Воспитатель показывает детям три рисунка и загадывает загадки:

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

Маленький, удаленький. Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб.)

 

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 06.02.2014





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх