ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Развитие детей>>Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11

Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11

Рассказывание без показа

Первый этап (1 г. 9 мес. – 2 г.)

Света и собачка

Цель: формировать умение слушать и понимать рассказ без показа.

Содержание рассказа. Света надела шапочку, пальтишко и пошла гулять - топ-топ. А там собачка лает: «Ав-ав». Не бойся, Света, собачка не кусается.

Кормление кошки

Цель: научить слушать и понимать рассказ без показа.

Как: Кошка пришла домой, мяукает: «Мяу-мяу» - кушать хочет. Мама налила кошке молочка и говорит: «На, кошечка, пей молоко». И кошка выпила молочко. Воспитатель рассказывает детям эту историю дважды, а затем спрашивает ребят: «Про кого я вам рассказала? Что кошка делала? А что мама ей дала?»

Второй этап (2 г. - 2 г. 6 мес.)

О Машеньке

Цель: развивать умение слушать короткий рассказ без показа и отвечать на вопросы взрослого о его содержании.

Как: Машенька с мамой пошла гулять. Мама взяла Машу за ручку и они пошли по дорожке. Вдруг Машенька побежала и упала. Плачет: «А-а-а!» Мама подошла к ней и сказала: «Вставай, Машенька, не плачь. Надо быть осторожнее».

Рассказ можно повторить два раза. Вопросы детям: «Про кого я вам рассказала?», «Как звали девочку?», «Куда Маша пошла?», «Что случилось с Машенькой?», «Почему она плачет?», «Что мама сказала Маше?».

Танечка будет спать

Цели: учить понимать речь и отвечать на вопросы взрослого о содержании рассказа; развивать внимание, память.

Как: Девочка Танечка целый день играла и устала. Мама ей сказала: «Пойдем баиньки. На кроватку тебя положу, песенку спою». Не хочет Таня спать. Ай-яй-яй. Все ребятки уже спят. Таня легла на кроватку. Глазки закрыла, а мама ей песенку спела: «Баю-баю-баю. Танечку качаю». Тише, ребятки, Танечка спит.

Рассказ можно повторить два раза. Вопросы детям: «Про кого я вам рассказала?», «Что мама Танечке спела?», «Танечка не хочет спать?», «Куда мама положила Таню?», «Заснула ли Танечка?».

Третий этап (2 г. 6 мес. - 3 г.)

Дети катаются на санках

Цели: учить понимать речь и отвечать на вопросы взрослого о содержании рассказа; развивать внимание, память.

Как: Воспитатель вызывает интерес к занятию: «А знаете, ребятки, я вам что-то сейчас расскажу. Послушайте историю про девочку Лену, мальчика Ваню и их бабушку. Бабушка сказала своим внукам: “А сейчас мы пойдет гулять”. Лена и Ваня обрадовались и побежали в коридор одеваться. Бабушка помогла им надеть шапочку, теплые ботинки, шубку и варежки. На улице холодно! Дети взяли саночки, сели с бабушкой в лифт и поехали на улицу. На дворе солнышко. Снег белый-белый! Ваня и бабушка посадили Лену на саночки и повезли кататься. Потом Лена и Ваня катались на санках с горки. Ух, как покатились санки - быстро-быстро! Как хорошо и весело! Бабушка сказала: “Вот молодцы, и не упали”. - “Бабушка, а можно еще покататься с горки?” — “Можно, только держитесь!” И они еще покатались с горки».

Вопросы детям: «Куда пошли Лена и Ваня?», «С кем дети пошли гулять?», «Что они взяли с собой?», «Что они делали на улице?», «Что им сказала бабушка?».

Коля с папой пошли в магазин

Цели: учить понимать речь и отвечать на вопросы взрослого о содержании рассказа; развивать внимание, память.

Как: Коля сказал папе: «Папа, ты мне обещал машинку купить». Папа ответил: «Да, обещал, потому что ты хорошо себя вел и слушался маму». Папа взял Колю за руку и они пошли в магазин, где продаются игрушки. Магазин большой, игрушек много: и плюшевые мишки, и зайчики, и книжки, и посуда, чтобы кормить кукол. Коля сказал папе: «Пойдем в отдел, где машинки продают». И вдруг они увидели, что на полке стоят разные машины: грузовые, легковые, пожарные, санитарные. «Какую тебе хочется машину, Коля?» - Грузовую. Я на ней привезу кубики и буду строить дом». Папа заплатил деньги в кассу. Машину положили в коробку и дали Коле. Мальчик был очень рад. Коля с папой пошли домой.

Вопросы детям: «Куда пошли Коля с папой?», «Что они там увидели?», «Какую машинку выбрал Коля?», «Как он будет с ней играть?», «Как папа покупал машину?», «Понравилась ли Коле машина?».

Конструирование (Разработано ЭЛ.Фрухт)

Конструирование по показу

Первый этап (1 г. 1 мес. - 1 г. 3 мес.)

Постройка машины

Цели: учить детей устойчиво ставить кубик на кирпичик; закрепить понимание слов: «кубик», «кирпичик», «поставь», «положи», «построить».

Как: Воспитатель усаживает двух-трех детей за стол, дает установку: «Мы сейчас будем заниматься. Посмотрите, у меня в ящичке вот такие кубики, а это кирпичики. Я сейчас сделаю машину. Положу на стол кирпичик, вот так, а на кирпичик положу кубик. Вот какая машина получилась! Кого мы покатаем на машине? Катя поедет на машине. (Ставит устойчивую игрушку.) Би-би, поехала Катя». Воспитатель несколько раз прокатывает игрушку на машине, затем говорит: «Катя покаталась и ушла, а я уберу кубик и кирпичик опять в коробочку». После чего раздает детям по коробке, в которых лежат по кубику и кирпичику. На первом занятии воспитатель строит вместе с ребенком, если ребенок малоактивен. Как только малыш построит машину, взрослый тут же дает игрушку, приговаривая: «Би-би, поехала Катя», - побуждает детей к проговариванию. Когда активность детей падает, воспитатель предлагает убрать кубики и кирпичики в коробки.

Постройка дорожки

Цели: учить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику располагать постройку на поверхности, играть с постройкой; закрепить у детей узнавание кирпичика, понимать слово «кирпичик произносить слова «топ-топ».

Как: Воспитатель предлагает двум детям сесть за стол, при этом дает установку: «Сейчас мы будем заниматься». Показывает небольшую куклу и говорит: «Это кукла Катя. Я сейчас ей сделаю дорожку, чтобы Катя по ней побегала. Посмотрите, это кирпичик, я сделаю дорожку из кирпичиков. Я положу один кирпичик рядом, вот так, положу еще кирпичик и еще положу кирпичик. (Кладет 4—5 кирпичиков.) Ровненькая дорожка получилась. А теперь, Катя, иди по дорожке. Вот как Катя ходит по дорожке! Топ-топ - ходит Катя. Катя устала и пошла отдыхать, а я соберу кирпичики опять в коробочку, аккуратно сложу. Вот так». Воспитатель показывает детям, как делать дорожку, 2-3 раза, после чего он дает им коробочки с 4-5 кирпичиками. Как только ребенок сделал постройку, ему тут же дается игрушка. В процессе занятия взрослый по­могает детям делать дорожку, побуждает их также и к подговариванию. После того как дети поиграли, воспитатель предлагает собрать кирпичики в коробочку, обращая внимание на аккуратность складывания материала.

Постройка башни

Цель: учить детей класть кирпичик на кирпичик или кубик на кубик, понимать слова «кирпичик», «кубик», «положи», «поставь».

Как: Воспитатель дает установку двум детям: «Садитесь за стол, сейчас мы с вами будем заниматься». Усаживает детей, обращает внимание на позу, после этого обращает внимание ребят на ящик с 3-4 кубиками (кирпичиками). «Посмотрите-ка, что это у меня? Это кубики. Я построю башню. Поставлю кубик, на него еще поставлю кубик, ровно поставлю, чтобы кубики не упали, и еще поставлю кубик. Вот какая башня получилась! А сейчас я башню разберу, а кубики положу в коробочку аккуратно, вот так. Вот и вам коробочки. Покажите мне кубик. Правильно. А теперь поставьте кубик. Так. На него еще поставьте кубик и еще кубик. Вот какая башня получилась. Молодец, Таня, вот какую башню построила! А теперь положим кубики в коробочку, аккуратно сложим». Дети складывают. Взрослый хвалит детей, говорит им, что они хорошо позанимались, а теперь пойдут гулять.

Второй этап (1 г. 3 мес. - 1 г. 6 мес.)

Постройка забора

Цели: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро; играть с постройкой; произносить звукоподражания.

Как: Воспитатель усаживает двух детей за стол и дает установку, что они будут заниматься. Показывает детям собачку. «Ав-ав», - лает собачка, убегает и прячется. Воспитатель говорит детям: «Чтобы собачка не убежала, построим ей загородку». Строит загородку и говорит: «Я поставила кирпичик вот так, а рядом поставлю еще кирпичик, еще кирпичик». Ставит 4-5 кирпичиков, а за загородку ставит собачку. Она лает, прыгает, а убежать не может. Воспитатель: «Собачка хочет гулять, пустим ее погулять». Собачку воспитатель прячет и разбирает загородку, складывая кирпичики в коробку.

После показа взрослый дает детям по коробке с 4-5 кирпичиками и предлагает детям построить загородку для каких-либо сюжетных игрушек, в процессе занятия помогает детям построить загородку. Как только ребенок справится с заданием, ему дается игрушка. После игры с постройкой детям предлагается аккуратно сложить кирпичики в коробку.

Третий этап (1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес.)

В возрасте от 1 г. 3 мес. детям дается более сложный образец - постройка ворот или скамейки, связанный с умением делать перекрытия, что является основой для выполнения более сложных конструкций.

К концу первого полугодия 2-го года жизни количество детей, участвующих в занятии, доводится до четырех. Продолжительность занятий составляет 5-7 мин. Частота проведения занятий сначала 2 раза в неделю, затем 1 раз. Материал постепенно увеличивается и усложняется.

Примечание. На каждом занятии обязательно должен быть показ постройки с демонстрацией мелкой сюжетной игрушки. Для окончания занятия не следует отвлекать всех детей, а предложить складывать материал сначала менее заинтересованному ребенку. В конце первого полугодия, до перехода к более сложным постройкам, на нескольких занятиях следует закрепить ранее приобретенные умения, предоставив ребятам возможность по-разному комбинировать материал, сочетая в знакомых постройках кубики, бруски, кирпичики.

Постройка ворот

Цели: учить детей делать перекрытия, произносить слова «машина», «ворота»; играть с постройкой, не разрушая ее.

Как: Воспитатель, давая установку на занятие, усаживает детей за стол и предлагает посмотреть, как он построит ворота для машины. Для этого он берет два кирпичика, ставит на узкую короткую грань на определенном расстоянии и делает перекрытие, кладя третий кирпичик на два стоящих - получаются ворота; затем несколько раз через ворота прокатывает машинку (которая должна проходить свободно). Раздается материал детям. Им поначалу бывает трудно поставить два кирпичика параллельно и на таком расстоянии, чтобы их можно было накрыть третьим. Не надо спешить с помощью. После нескольких проб дети обычно ставят кирпичики на надлежащем расстоянии и подравнивают постройку. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает - придвигает или раздвигает постройку. Прежде чем дать машинки, он смотрит, правильно ли и ровно стоит постройка. Надо пробудить у детей желание строить ровно, красиво. Во время игры взрослый обращает внимание детей на то, чтобы они осторожно провозили машины, не разрушали ворота. После игры детям предлагается собрать материал в коробки.

Примечание. После постройки ворот на 2—3-х занятиях необходимо закрепить ранее полученные умения и построить башни, забор, ворота, дорожки и т.д.

Постройка скамейки

Цели: учить детей делать перекрытия на устойчивой основе; закрепить усвоенное в быту слово «скамейка».

Как: Воспитатель показывает детям маленькую скамейку, называет ее, говорит, что на скамеечке могут посидеть куклы. Сажает на нее куклу, а остальные - сидят на столе у воспитателя. Взрослый говорит, что он сейчас и им тоже сделает скамеечку. Берет кубик, потом параллельно, на расстоянии ставит еще кубик, а сверху кладет дощечку. Сажает на скамеечку кукол, потом каждому ребенку раздает коробочки с двумя кубиками и одной дощечкой. Дети строят скамеечки, а воспитатель дает им кукол. После игры с постройкой взрослый предлагает детям собрать материал в коробки.

Постройка лесенки

Цели: учить воспроизводить постройку по показу взрослого; играть с постройкой.

Как: Воспитатель строит лесенку из трех кубиков и говорит ребятам: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядом еще положим кубик и сверху еще. Вот какая лесенка получилась! Что я сделала? Правильно, лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет, топ-топ, вверх по лесенке, а теперь, топ-топ - вниз по лесенке, и ушла. А теперь вы постройте такую же лесенку». На следующих занятиях можно взять кирпичики из напольного строителя. Если дети хорошо справляются с постройкой лесенки из трех элементов, тогда показывается постройка лесенки из шести элементов.

Конструирование по замыслу

Четвертый этап (1 г. 9 мес. - 2 г.)

Изготовление мебели

Цель: расширять возможности использования строительного материала, например, стул, кровать, диван, стол и т.д.

Как: Занятие начинается с того, что воспитатель строит для куклы стул, кровать (сажает куклу на стул, кладет ее на кровать). Затем раздает материал и предлагает ребятам сделать для куклы стул, кроватку. Когда постройки готовы, детям дается сюжетная игрушка, и взрослый побуждает поиграть с постройкой. При складывании можно иметь коробочки для разных форм материала, что объединяет детей и закрепляет дифференцировку материала по форме. Хорошо также давать материал небольшим набором в коробочке каждому ребенку, увеличивая затем количество материала и внося его разнообразие по степени усложнения занятий.

Пятый этап (2 г. - 3 г.)

Постройка дома

Цель: овладевать новой сюжетной постройкой, включающей в себя все предыдущие действия, но данные в более сложных сочетаниях.

Оборудование: 4—5 кубиков, 8—10 кирпичиков, 2—4 бруска: дощечки, призма, мелкие сюжетные игрушки.

Как: Занятия проводятся за двумя-тремя сдвинутыми столами. Количество детей: 6-8. Продолжительность занятия 7-10 мин Начинается занятие с показа для всех детей. Воспитатель называет цель постройки: «Сейчас я сделаю домик». В процессе постройки называет свои действия: «Посмотрите, я поставлю кирпичик, рядом еще поставлю кирпичик, теперь с другой стороны я поставлю кирпичики, положу еще сверху, а на них я поставлю крышу. Вот и дом!» Показывает последовательность постройки 2-3 раза Ставит в домик сюжетную игрушку. После чего разбирает постройку, убрав сначала игрушку. Затем раздает детям материал в коробках.

Вместо кирпичиков для крыш можно дать дощечки, а для стен использовать бруски. В процессе постройки дома детьми взрослый наблюдает за их действиями, помогает, если это необходимо. Постепенно на следующих занятиях вводятся новые детали: дверь, окно, потолок, уточняются названия деталей дома (крыша, потолок, стены, окно) и т.д. Заканчивается занятие складыванием материала в коробку. Проводя занятие по постройке дома, воспитатель стремится к тому, чтобы дети овладели «техникой постройки», научились выполнять постройку по слову взрослого, называть ее саму и ее детали: окно, дверь и т.д. Кроме того, дети подводятся к умению заранее называть цель постройки при виде соответствующего материала, например, при виде призмы-крыши они говорят: «Сделаем дом».

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 26.01.2014





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх