ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Электроника>>Фотография и Фототехника>>Представляем объектив Nikkor PC-E Micro 45mm f/2.8D ED (часть 2 "Марлезонского балета")

Авторы: Влад, Александр Козин

Представляем объектив Nikkor PC-E Micro 45mm f/2.8D ED

(часть 2 "Марлезонского балета")

В предыдущей статье, посвященной объективу Nikkor PC-E Micro 85mm f/2.8D ED, был рассмотрен вопрос о совместимости тройки объективов: Nikkor PC-E Micro 85mm f/2.8D ED, Nikkor PC-E Micro 45mm f/2.8D ED и Nikkor PC-E 24mm f/3.5D ED с фотокамерами Nikon D800/E.

 

В начале этой статьи немного о том, что такого замечательного в линейке объективов PC-E Nikkor?

Попробуем разобраться.

PC-E объективы имеют функцию сдвига пакета линз перпендикулярно оптической оси (параллельно плоскости фотоплёнки или сенсора) shift. Причем все три объектива: 24mm, 45mm и 85mm сдвигаются на одинаковую величину ±11,5мм.

Есть такой анекдот: «Приятель спрашивает фотографа: «Почему объектив круглый, а фотографии получаются прямоугольные?» 

Объектив, прямо по анекдоту, создает круглое изображение, часть из которого, попадает на сенсор. Именно поэтому мы видим прямоугольное изображение, соответствующее формату матрицы (пленки). Остальная часть просто пропадает.

Круг изображения, создаваемый shift объективом, больше круга, создаваемого обычным объективом, иначе, при сдвиге, рамка кадра вышла бы за границы изображения.

При сдвиге объектива прямоугольник кадра, естественно, сдвинется к краю круга. Именно поэтому tilt-shift объективы создают изображение в виде круга большего диаметра, чем обычные объективы этого же фокусного расстояния.

Несмотря на все ухищрения, объектив устроен так, что качество создаваемой картинки ухудшается от центра к краю и, вырезая для кадра изображение из центральной части, мы выбираем его наилучшую часть. Поэтому и получается, что tilt-shift объективы дают картинку намного лучше своих «несгибаемых» собратьев. Объективы с фокусным расстоянием 24mm, 45mm, 85mm имеют на полном кадре FX углы захвата соответственно равные 84°, 51° и 28°30´ (DX – 61°, 34,5°, 18,5°). 

**Схема поясняющая работу tilt-shift объектива.

Кремовый круг – изображение создаваемое tilt-shift объективом.

Зеленый круг – изображение создаваемое обычным объективом такого же фокусного расстояния.

Голубой прямоугольник – изображение вырезаемое сенсором фотоаппарата.

Желтый прямоугольник – изображение вырезаемое сенсором фотоаппарата при сдвиге

Фиолетовый прямоугольник – изображение вырезаемое сенсором фотоаппарата при сдвиге и повороте

Естественно схема не отражает реальной величины сдвига или соотношения диаметров создаваемых изображений, а лишь является иллюстрацией работы tilt-shift объектива.

Однако, если использовать функцию сдвига на максимальное значение 11.5, то углы захвата по горизонтали увеличатся до значений 101°7´, 66°5´ и 38°3´, что соответствует фокусным расстояниям 14,6mm, 27.5mm и 51.9mm. Таким образом, вы получаете объективы, позволяющие расширить угол зрения камеры.

Сдвигая объектив влево – вправо, можно создавать панорамы с соотношением сторон на полном кадре 2:1. Правда справедливости ради, надо заметить, что наиболее подходящим для этих целей будет объектив Nikkor PC-E 24mm f/3.5D ED, как самый «широкоугольный». Панорама из трех фотографий сделанных tilt-shift объективом 45mm. Сдвиг ±11.5 мм. Вертикальные красные линии показывают центральный снимок приведенный ниже.

      

Фотография сделана без сдвига tilt-shiftобъективом 45mm.

Вертикальный сдвиг объектива позволяет исправлять искажения перспективы, что можно увидеть на приведенных снимках. Как это происходит?  Параллельные вертикальные линии можно получить лишь в одном случае, когда точка перспективы совпадает с центром фотографии или с центром круга получаемого изображения. Говоря иными словами, когда плоскость снимаемого объекта и плоскость сенсора фотокамеры параллельны. Но часто приходится снимать в стесненных пространствах, например, здание на достаточно узкой улице, и как бы вы не старались, но в кадр крыши домов не попадают. И тут выхода три:

- Самый простой способ - это нарушить параллельность камеры и снимаемого объекта, повернув вверх камеру. В этом случае здание поместится в кадр целиком, но вертикальные линии будут сходиться к верху, что соответственно даст искажение перспективы.

- Второй вариант - необходим широкоугольный объектив. Камеру необходимо установить так, чтобы плоскость снимаемого объекта и плоскость сенсора фотокамеры были параллельны, и потом вырезать нужную часть кадра.

- Третий вариант - использовать объектив со сдвигом, чтобы как бы вырезать соответствующую боковую (верхнюю) часть изображения, полученного ”широкоугольным” объективом. При этом центр перспективы изображения и центр перспективы объектива не совпадут, благодаря этому получится изображение без перспективных искажений. На нашей схеме (см. выше) это соответственно центр желтого и голубого прямоугольников.

Снято с наклоном камеры вверх с «прямым» объективом tilt-shift 45mm

Снято со сдвигом объектива tilt-shift 45mm вверх

Однако, перейдем к другой функциональной возможности объектива - вращению - tilt.

Объектив имеет две вращательные степени свободы. Под tilt подразумевается вращение объектива вокруг оси, перпендикулярной оптической оси или наклон объектива. Однако, еще возможно и его вращение вокруг оптической оси. Более подробно эти нюансы рассмотрены в первой части статьи.

Наклон оказывает влияние на плоскость глубины резко изображаемого пространства (ПГРИП). Эта плоскость при наклоне перестает быть перпендикулярной оптической оси объектива. Она, как бы, приобретает форму клина. Клин этот расширяется по мере удаления от объектива. И с увеличением диафрагменного числа «ширина» клина также увеличивается.

Плоскость глубины резко изображаемого пространства нормального объектива, как уже было сказано выше, перпендикулярна оптической оси, и при увеличении диафрагменного числа ГРИП становится шире.

 *Схематично изображена глубина резко изображаемого пространства – ГРИП для обычного объектива и tilt-shift

Если посмотреть на камеру сверху и при этом объектив будет наклонен вниз, то плоскость резко изображаемого пространства будет иметь клиновидную форму.

**Вид с верху для объектива tilt-shift. Плоскость ГРИП имеет форму клина при максимальном наклоне объектива.

*Вид с боку для объектива tilt-shift. Показывает изменение ориентации плоскости фокусировки в зависимости от угла наклона объектива.

плоскость сенсора 

плоскость объектива

плоскость фокуса

плоскость, параллельную плоскости объектива, на фокусном расстоянии

Имея объектив tilt-shift, можно манипулировать плоскостью резко изображаемого пространства, почти как фокуснику.

Помимо наклона самого объектива и его вращения, вы можете наклонить непосредственно камеру вниз или вверх, что уже само по себе изменит ориентацию в пространстве фокальной плоскости (ПГРИП). Если же при этом объектив повернуть вверх, сдвинуть и повернуть вокруг оптической оси, да еще выбрать разные точки фокусировки и при этом менять значение диафрагмы, то даже искушенному профессионалу будет нелегко определить заранее, как именно в пространстве расположится фокальная плоскость (ПГРИП) и что именно будет в фокусе.

Однако, и это еще не все.

В заводском исполнении эти объективы поставляются с возможностью наклона и сдвига в перпендикулярных направлениях, но если слегка изменить конструкцию, то можно будет делать наклон и сдвиг в одном направлении. Для этого необходимо в основании объектива открутить четыре небольших винтика, повернуть основание на 90°, но потом не забыть закрутить винтики. Это даст к тому, что мы уже имеем, еще дополнительные степени свободы для манипуляций с фокальной плоскостью (ПГРИП).

Поэтому съемка объективами tilt-shift, как правило, итерационный процесс последовательных приближений к желаемому результату.

Эти объективы мануальные и другими быть не могут в принципе, поэтому наводка на резкость с камерами, которые, к сожалению, не имеют фокусировочного устройства типа клиньев Додена, (например Nikon D800) становится нетривиальной творческой задачей. Однако, возможны следующие варианты: или наводка в режиме Live View с увеличением фрагмента изображения, по которому наводите на резкость, или использование программы Camera Control Pro 2 с подключением фотокамеры к ноутбуку кабелем или беспроводным передатчиком WT-4.

В этом случае следить за процессом наводки на резкость и воздействием tilt-shift эффекта на получаемое изображение можно будет непосредственно на мониторе ноутбука, что несомненно имеет неоспоримые преимущества. Однако, замечу, что несмотря на то, что камера переключается в режим мануальной наводки на резкость, индикатор фокусировки по-прежнему будет работать и, в случае фокусировки, будет гореть зеленый кружок или стрелки в зависимости от ситуации.

Зеленый кружек ● - камера сфокусирована.

Стрелка ►- точка фокусировки между камерой и объектом.

Стрелка ◄ - точка фокусировки за объектом.

Стрелки ►◄ - камера не может в данных условиях сфокусироваться.

 Теперь, собственно, о герое нашего «балета». Приведем характеристики.

Основные характеристики Nikon 45mm f/2.8D ED PC-E Micro Nikkor

Тип объектива

макрообъектив с постоянным ФР

Фокусное расстояние

45 мм

Диафрагма

f/2.8 - f/32

Крепление

Nikon F

Конструкция Nikon 45mm f/2.8D ED PC-E Micro Nikkor

Число элементов / групп элементов

6/ 5

Число низкодисперсных элементов

1

Число лепестков диафрагмы

9

Диаметр резьбы для светофильтра

77 мм

Размеры (D x L)

Вес 780 г

83.5 х 112 мм

Параметры съемки Nikon 45mm f/2.8D ED PC-E Micro Nikkor

Минимальное расстояние фокусировки

0.253 м

Угол обзора

51 град .мин

Дополнительная информация о Nikon 45mm f/2.8D ED PC-E Micro Nikkor

Бленда

НВ-43

Функция Tilt/Shift

есть

Начало выпуска

2008 г.

Объектив NIKKOR с возможностью сдвига +/-11,5 мм и наклона +/-8,5 º. Поддержка +/-90º (с шагом 30 º)

Оптическая схема объектива Nikon PC-E Micro Nikkor 45 mm f/ 2.8 D ED

- элемент из низкодисперсного стекла.

 

График MTF для Nikon PC-E Micro Nikkor 45 mm f/ 2.8 D ED

 

Характеристики

AF-S NIKKOR 50 мм f/1,8G

PC-E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED

AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фокусное расстояние

50 мм

45 мм

50 мм

Максимальная диафрагма

f/1,8

f/2,8

f/1,4

Минимальная диафрагма

f/16

f/32

f/16

Угол зрения

47°00′ (31°30′ в формате Nikon DX)

51°, 34,5° (формат DX)

46°

Конструкция объектива

7 элементов в 6 группах (с одной асферической линзой)

6 элементов в 5 группах

8 элементов в 7 группах

Минимальное расстояние фокусировки

0,45 м

0,253 м

0,45 м

Количество лепестков диафрагмы

7 (скругленные)

9

9 (скругленные)

Фокусировка

Автофокусировка с помощью бесшумного ультразвукового мотора и ручная фокусировка

Ручная

Автофокусировка с помощью бесшумного ультразвукового мотора и ручная фокусировка

Режимы фокусировки

M/A и M

М

M/A и M

Установочный размер фильтра

58 мм

77 мм

58 мм

Макс. масштаб съемки

0,15-кратный

1/2

--

Вес

Прибл. 185 г

Прибл. 780 г

Прибл. 280 г

Диаметр х длина

Прибл. 72 x 52,5 мм

83,5×112 мм

Прибл. 73,5 x 54 мм

 Сравнительные характеристики «нормальных» объективов Nikkor50мм и объектива PC-E 45мм.

Обратите внимание на габариты и вес объектива PC-E, при почти одинаковом фокусном расстоянии в сравнении с «нормальными» объективами весит почти в три раза больше и длиннее в два раза.

Ниже приводим фотографии, полученные tilt-shift объективом Nikkor PC-E Micro 45mm f/2.8D ED.

Наклон и вращение объектива tilt-shift 45mm. Акцент сделан на колокольне.

Объектив tilt-shift 45mm, без наклонов и сдвигов.

  Наклон и вращение объектива tilt-shift 45mm. Акцент сделан на колокольне.

На этом мы и закончим вторую часть. Окончательные выводы делать вам уважаемый читатель.

Следующая - часть 3, будет посвящена объективу Nikkor PC-E 24mm f/3.5D ED.

*Иллюстрации взяты с сайта www.cambridgeincolour.com

**Иллюстрация выполнена Остапом Ибрагимовичем Бендером, ассистент Ипполит Матвеевич Воробьянинов.

1. Представляем объектив Nikkor PC-E Micro 85mmf/2.8D ED (часть I Марлезонского балета)
2. Представляем объектив Nikkor PC-E Micro 45mm f/2.8D ED (часть 2 Марлезонского балета)
3. Представляем объектив Nikkor PC-E 24mm f/3.5D ED (часть 3 "Марлезонского балета")

 

Дата: 16.09.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх