ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi




Экстерьер для Никона

Материалы о дизайнерах Corporation Nippon Kogaku KK. (впоследствии Nikon) и об их необычных творениях, которые создавались параллельно работе над штатными вариантами камер Никон, накопились у меня ещё со времён работы над книжкой «Все SLR и DSLR-камеры Nikon». В формат книги они лезли плохо, размывая её основную ориентацию и раздувая объём. Найденные тогда документы и фотографии, касающиеся родителей камер Никон, и ниши их экзотических конструкций были оставлены на «потом».

По-моему сегодня самое время достать этот материал из загашника. Не буду возвращаться к истокам, о них уже много сказано. Давайте точкой отсчёта нашей беседы считать появление камеры Nikon F. В марте 1959 года Corporation Nippon Kogaku KK. представила свою первую SLR-камеру Nikon F (рис. 1. Nikon F). Она разработана под непосредственным руководством ведущего инженера конструкторской группы, занимавшейся в корпорации фотокамерами, Masahiko Fuketa (Масахико Фукета) (рис. 2. Masahiko Fuketa (Масахико Фукета). Однако молодой энергичный и очень талантливый Fuketa был лишь конструктором. 

Дизайном камеры, лепкой её эргономики, занимался не менее талантливый и молодой художник Yusaku Kamekura (Юсаку Камекура) (рис. 3. Yusaku Kamekura (Юсаку Камекура).

Несколько слов об этих японцах, увековечивших свои имена в истории Никона. Если говорить о Masahiko Fuketa, то его имя увековечено в буквальном смысле. Литера «F» (заглавная буква фамилии конструктора), сопровождает названия, всех камер Никона вплоть до наших дней, напоминая о незримом присутствии конструктора. Исключения составляют лишь некоторые аппараты, которые экспортировались за океан. В их названиях (по требованию американского дистрибутора) использовалась литера «N»: N3000…N90X. Американцам так больше нравилось. Их мало волнует чужая история и культура, тем более - азиатская.Не смотря на свою молодость, Masahiko Fuketa не был новичком в проектировании. Его предыдущие заслуги отмечены ещё в период работ над совершенствованием дальномерок Никона серии SP. Собственно и сама конструкция SLR-камеры Nikon F – родом из этого семейства. Это нетрудно заметить, внимательно рассмотрев рисунок 4 (рис. 4. Никон – дальномерка и Никон - SLR).

Вопреки здравому смыслу, информации о Masahiko Fuketa в Сети практически нет - так, отдельные обрывочные упоминания. Особенно удивляет отсутствие каких-либо сведений о Fuketa на официальном портале Никона. Что за тайны мадридского двора? Может быть, он в последствии чем-то провинился перед японцами? Не найдёте Вы и его фотографий. Те уникальные изображения Masahiko Fuketa и Yusaku Kamekura, которые Вы видите на рисунках 2 и 3, не что иное как кадры из любопытного фильма, в котором бывший глава корпорации Никон Shigeo Ono (Шигео Оно) немного приоткрывает завесу надуманной секретности над историей создания камеры Nikon F и её творцами. (В этом фильме две части: Designing the Nikon F (1/2) и Designing the Nikon F (2/2).)Дизайнеру Yusaku Kamekura с известностью повезло куда больше. Будущий доктор искусствоведения, Почетный доктор Академии изящных искусств в Варшаве, награждённый бесчисленными грамотами и званиями, Yusaku Kamekura родился в 1915 году в префектуре Ниагата в Японии. Там же он получил образование в институте новой архитектуры и промышленного искусства. Свою карьеру он начал в издательской компании Nippon Kaupapu. Затем - служба в качестве дизайнера в Corporation Nippon Kogaku KK. Здесь он великолепно совмещал работу художника-графика (см. его рекламные буклеты для компании рис. 5) с деятельностью дизайнера-технаря.Yusaku Kamekura прожил долгую творческую жизнь, став известнейшим в Японии художником. Kamekura ушёл из жизни 11 мая 1997 года в возрасте 82-х лет.

Итак, в результате сотрудничества этих двух талантливых японцев фотомир получил в 1959 году великолепный подарок - фотокамеру профессионального класса Nikon F.Я не буду повторяться, рассказывая о серийных моделях. Ведь сейчас нас будет интересовать лишь экзотика.Практика изготовления специальных серий камер, как правило, весьма ограниченных, уходит своими корнями далеко в прошлое. Скорее всего, точкой отсчёта создания фотоэксклюзивов следует считать позолоченную модель Leica A(IA) Luxus, выпускавшуюся компанией Ernst Leitz между 1928 и 1930 годами 

(рис. 6. Leica A(IA) Luxus с объективом Leitz Hektor 50mm f/2.5, чёрной лаковой оклейкой и дальномером «Fodis»). Назначение этих уникумов могло быть самым разным. Что-то готовилось согласно специальных армейских или космических заказов, что-то для представительских целей, наград или подарков.Nikon F

Одним из ранних примеров камеры специального назначения стал, созданный по заказу НАСА Nikon F Photomic FTn с объективом Nikkor-S Auto 55mm f /1,2 (рис. 7. Космический Nikon F Photomic FTn). Он с успехом участвовал в американской экспедиции на Apollo XV. Согласно техническим требованиям специалистов космического агентства аппарат изменил не только экстерьер, но и конструкцию органов управления. Ведь с ним надо было работать в толстых перчатках. Аппарат и объектив избавили от всей декоративной косметики и функциональных излишеств (автоспуск, возможность замены пентапризмы и пр.).

- в честь 50-летия объективов Nikkor в 1968 году Nikon F1 был переименована в ... Nikkor F1. Чуть раньше в производстве были модели для армии США: KS-8xA (NAVI) и NATO. А в 1969 (?) был выпущен Nikon F Gold, золотой аккорд. Nikon F2Позже (в 1971г) из рук непревзойдённых мастеров Masahiko Fuketa и Yusaku Kamekura вышла линейка камер Nikon F2.Список её эксклюзивных моделей обширен:

- камера армейского назначения оливково-зеленого цвета Nikon F2 Photomic DP-1 с объективом такой же окраски Nikkor H-C Auto 50mm f/2 (рис. 8)

- Nikon F2 Gold с беззамерной пентапризмой DE-1; оклейка аппаратов была разной: обычная или змеиная кожа (рис. 9) 

- Nikon F2 Photomic (DP-1) Gold с оклейкой змеиной кожи (рис. 10)

- Nikon F2 Photomic A (DP-11) Gold; оклейка обычная или змеиная кожа (рис. 11)

- Специальная юбилейная модель Nikon F2 Photomic A (DP-11) 25th Anniversary, созданная в 1984г к 25-ти летнему юбилею F-серии (рис. 12). 

В 1972, к 10-летию замерной призмы Photomic, был выпущен Nikon F2 Photomic Limited. С тёмной, лакированной позолотой передних панелей призмы и камеры. На фоне редчайших - титановые F2 не кажутся такой уж редкостью, их "ограниченный" выпуск прекращён лишь в 2006 году! Nikon F3 Последняя неавтофокусная профессиональная камера Nikon F3/F3HP производилась компанией Nikon Corporation в течение очень долгого периода времени, почти вдвое дольше, чем Nikon F. Её выпуск начался в марте 1980г, а последняя камера сошла с конвейера в 2001г.Nikon F3 был естественным логическим продолжением аппаратов Nikon F и F2. После появления в сентябре 1971г Nikon F2, некоторые скептики, насладившись его превосходством и блеском перед предшественником, стали сетовать на консервативность усовершенствований, которыми он был наделён, хотя, честно говоря, между F и F2 было уже мало общего. Тем не менее, инженеры Никона параллельно с выпуском и доводкой новинки F2, уже в 1973г начали работы над макетом качественно новой камеры, будущей Nikon F3.В качестве дизайнера при проектировании модели Nikon F3 был привлечён итальянский художник-конструктор Girogetto Guigiaro  [так у автора: д.б. Giorgetto Giugiaro] (Джиорджетто Джиуджиаро)

(рис. 13. Girogetto Guigiaro (Джиорджетто Джиуджиаро). Сегодня Girogetto Guigiaro известен, прежде всего, как автомобильный стилист, и не просто стилист.В 1999г Girogetto Guigiaro был удостоен титула «The Car Designer of the Century», это что-то вроде «Автомобильного дизайнера Века». А в 2002г Guigiaro стал почётным членом «The Automotive Hall of Fame» - Автомобильного Зал Славы (США).Guigiaro родился 7 августа 1938 года в Италии, в Пьемонте. Учился в Турине, в художественном колледже. В 1955г Girogetto Guigiaro попадает в автомобильную компанию Fiat. Там начинается его дизайнерская карьера. Талант Guigiaro не остаётся незамеченным. Он быстро продвигается по службе. В 1967г - он уже владелец собственной дизайнерской компании l’Ital Styling и обладатель завидного авторитета автостилиста. Я не буду рассказывать о его автомобильных победах, о них полно информации в Сети (Ferrari, Alfa Romeo, BMW…)Передо мной несколько иная задача: Girogetto Guigiaro и Никон.Интуиция руководства компании Nikon Corporation в отношении Girogetto Guigiaro сработала невероятно точно. В первой половине 70-х он был приглашён в качестве ведущего дизайнера в конструкторскую группу, занимающуюся в корпорации фотокамерами. Guigiaro дал согласие. Надо заметить, что это плодотворное сотрудничество с Никоном продолжается по сей день, вплоть до создания самых последних DSLR-камер. При этом Girogetto Guigiaro не оставляет своего главного автомобильного предназначения, набирая всё больше и больше почётных титулов и наград.Первым плодом сотрудничества Girogetto Guigiaro с Никоном в 1979 году стала простенькая фотокамера Nikon EM.В марте 1980г за ней последовала камера профессионального класса Nikon F3.Если говорить об экстерьере, то особым, «космическим» дизайном отмечена первая автофокусная камера компании (1983г) Nikon F3 AF (рис. 14).

Камеры Nikon F3 действительного космического предназначения, сделанные по заказам НАСА, не смотря на свою малочисленность, отличаются большим разнообразием модификаций. Абсолютная надёжность этого аппарата особо привлекала сотрудников НАСА. Я приведу снимок лишь одной космической редкости с задником, рассчитанным на 250 кадров (рис. 15). Эта камера были изготовлена в период между 1985 и 1986 годами в количестве 19 экземпляров.

Существует камера Nikon F3 армейского назначения оливково-зеленого цвета (рис. 16). Рядом - "последней" серии Nikon F3 - титановый Classic 2000 года.Для прессы серийно-ограниченно выпускались модели P и Limited, отличавшиеся и функционально, и по управлению. 

Наконец, в 2009 году, на выставке PIE 09 в Токио был показан Nikon F3 "прощальной" партии...Nikon F4 Самой выдающейся работой Girogetto Guigiaro в деле фотодизайна специалисты соответствующего профиля единодушно называют Nikon F4/F4s (рис. 17). Что и говорить, камера действительно удалась. Выглядит она лихо. Камера на редкость эргономична и сидит в руках как влитая. Да и конструкция аппарата под стать дизайну.

Nikon F4 сделан (1988г) очень качественно и надёжно. Трудно предъявить её создателям, какие бы то ни было претензии или замечания. Никаких отслоений покрытий, в отличие от поздних моделей (Nikon F5/ F100), даже после многих лет службы, на ней Вы не увидите. Наработка затвора на отказ такая же, как у Nikon F5/F6. Надёжность всех систем великолепная. Откровенно, я и сам питаю слабость к этой камере, несмотря на то, что мне доводилось поработать практически всеми топ-моделями Никона, исключая, может быть, самые поздние Nikon D3Х/S.

Конечно же, НАСА не могла пройти мимо такой находки. Компания Nikon Corporation незамедлительно получила заказ на «космический» вариант Nikon F4, со своим дизайном и специальным функциональным набором (рис. 18). Nikon F5Об этой замечательной камере, судьба которой естественно не обошлась без участия Girogetto Guigiaro, сказано очень много. Чтобы не повторятся, я лишь на минуту задержу Ваше внимание на необычной титановой юбилейной модели Nikon F5 50th Anniversary (рис. 19). Она изготовлена в 1998г в ознаменование 50-ти летней даты со дня выпуска первенца компании – дальномерки Nikon I (1948г).

Мы всё время говорили о топ-моделях Никона F/F2/F3/F4…, однако и на базе камер, ориентированных на любителя, компания создавала эксклюзивные аппараты. Одним из самых ранних (1976г), по всей видимости, был Nikkormat EL Gold, имеющий великолепную оклейку красной змеиной кожей (рис. 20).

Nikkormat EL Gold сделали в ознаменование шестидесятилетнего юбилея компании Nikon. Камера чрезвычайно редкая и малоизвестная. За ней последовал (1976г) такой же великолепный Nikon FM Gold (рис. 21).

Камера очень редкая. Nikon FM Gold была также сделана в честь 60-летия компании Nikon. Аппараты Nikon FM Gold и Nikkormat EL Gold никогда не продавались и использовались исключительно для представительских целей и для подарков VIP-персонам.     Nikon FA Gold (рис. 22). Это своего рода памятный знак в честь получения серийной камерой Nikon FA (1983-1987г) награды «Camera Gran Prix 1984». Это единственный «золотой» Nikon, который был в свободной продаже. Камера оклеена красной змеиной кожей.

Все эти золоченые раритеты, может быть за исключением последнего, редки и дороги. (По высоко-вероятным слухам, именно такой FA Gold был подарен "Главному фотографу Страны" на день рождения в 2012 году его Администрацией)Как правило, никому не приходит в голову использовать эти аппараты по их прямому назначению, для съемки. Это, в первую очередь - забава для состоятельных коллекционеров. Раритеты, как правило, кочуют по различным торгам и аукционам, поскольку их искушённые владельцы всегда в поиске. Самых маститых и богатых коллекционеров, достигших «высшего ранга», интересуют только суперраритеты. Это камеры, состояние которых квалифицируется как NEW, причём упаковка аппарата должна быть фабричной, нераспечатанной. (Даже с заводским крафтом и бечёвкой!)Состояние начинки таких раритетов оценивается рентгеном или другими средствами интроскопии.Скажете бред? Честно говоря, по-моему, тоже.Тем не менее, волна коллекционирования такого уровня докатилась и до отечественных «эстетов». Правда, у нас, их мало. Ну, это и не мудрено. Кроме свободных миллионов для дел такого рода надо располагать ещё и определённым интеллектуальным багажом. Отечественных обладателей миллионов, такой багаж, как правило, не особенно обременяет.Если немного отвлечься от темы и задеть более доступную ветвь коллекционирования, скажем «винила», здесь уже можно наблюдать некоторую активность фанатирующего соотечественника (опять же не безденежного). Покупка оригинального нераспечатанного диска, скажем, The Beatles «Abbey Road» 1969г, вовсе не вызывает сегодня у меломанов удивления. Больше того, в Москве уже есть интернет-магазины, которые доставят Вам его через пару часов.Однако вернёмся к экстерьеру Никона. Помимо пресловутого «золота», компания выпустила целую серию моделей интересных камер, отмеченных оригинальным дизайном:- Nikon FM2N «Год собаки». 

Модель 1994 года, по китайскому календарю – это год собаки (рис. 23). Камера является одной из самых редких Никонов, если не брать в расчёт «золото» и аппараты для космоса. Всего «собачьих» камер было изготовлено 300 штук. Корпус – титан. - Nikon LAPITA (рис. 24).

Весьма редкая версия Nikon FM 2N, оклеенная светло-коричневой кожей. Камера предназначалась исключительно для японского рынка ("Lapita was made by Nikon specifically for the readers of a Japanese magazine (‘Shogakkan’ publ.), in quantities of perhaps 200 or less."), год выпуска 1999. Разыскать в сетевых ресурсах значение слова Лапита мне удалось (термин, используемый в древней археологической культуре Тихого океана: Lapita - national culture, the inhabitants of the islands of Polynesia), но вот какое отношение оно имеет к Никону, я не понял. Наверное, понравилось музыкальное словосочетание.

Так же очень нарядна Nikon FE в зелёной коже ящрицы...
- Nikon FM 2 год Дракона 2000 Millennium (рис. 25). 

Памятная модель, посвящённая началу нового тысячелетия (по китайскому календарю – год дракона). Корпус камеры обычный, не титан. 

Особая версия с усиленной защитой - Nikon FM2 Tropical Edition и Nikon FM2n "80th" Anniversary ->обычные, но с ограниченным объёмом выпуска, добавлениями в оформлении и особыми комплектациями. На этом я закончу штрихпунктирный обзор вариантов никоновского экстерьера. Могу сказать, что он далеко не исчерпывающий. Существуют и другие редкостные камеры Никона. Однако я не ставил себе целью делать какую-то серьёзную каталожную статью. Мне просто хотелось поделиться с читателем (которому это любопытно) материалами, редко попадающими в информационное поле.  

Дата: 23.08.2012





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх