ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Советы невролога>>РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Развитие речи у детей.

     Очень важной оценкой психической деятельности у маленького ребёнка является определение его речевого развития. Речевое развитие детей до 2 лет очень вариабельно. При оценке речевого развития, часто слышу от родителей: «да у нас папа стал поздно говорить» «мальчики все начинают говорить позже» и т.п. Действительно ли ни чего страшного, или ребёнку необходимо лечение? Для того чтобы это понять, нам надо разобрать нормативные этапы развития речи у детей.

     Первые элементы улыбки у детей происходят до месячного возраста. Ребёнок улыбается во сне, производит некоторые мимические движения. И это уже первый шаг к развитию речи. В возрасте 2 - 3 недели, он начинает улыбаться, когда не спит, но не осознано, без эмоциональных раздражителей.

      К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 1,5 - 2 месяца ребёнок начинает реагировать на интонацию родителей. Когда с ребёнком ласково разговаривают, он в ответ начинает улыбаться, а если ругаться, он начинает плакать!

     В 3 месяца при общении с взрослым, происходит "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные «г», «к», «н».

     В 4 месяца появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. В 4 месяца появляется узнавание «свой-чужой». Хотя у некоторых детей, это происходит несколько раньше.

     В 5 месяцев ребёнок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

     В 6 месяцев у ребенка появляется первый слог «ба» или «ма», ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

     В 7 месяцев малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым. Он использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

     В 8 месяцев одним из важнейших показателей нормального развития речи, является лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п.

     В 9 месяцев ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

    В 10 месяцев малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа «ляля», «баба», «дядя»), понятных в конкретной ситуации.

     В 11 месяцев использует уже как минимум три "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

     В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Часто в книгах и в Интернете, пишется, что ребёнок в год должен говорить 8 - 10 слов! Такие дети действительно встречаются, которые говорят 10 слов и больше. Но чаще в 1 год говорят 3 – 4 слова. При осмотре двадцати детей годовалого возраста у одного из них словарный запас достигает 10 слов. А в основном это «лепетные слова» три – пять слов. А как оценить есть ли задержка речевого развития в таком возрасте?
      Если в возрасте один год, у ребёнка:
1. Хороший слух.
2. Он понимает обращённую речь и выполняет мелкие инструкции: « где мама», «где папа?", "дай ручку", "нельзя" и др.
3. У него есть указательный жест пальцем сопровождаемый взглядом, то у такого ребёнка нет задержки речевого развития.
Однако конечно, необходимо, чтобы это лучше оценивал невролог. И правильно, что в годовалом возрасте проводится профилактический осмотр невролога.
     В 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 4 - 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

     В 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

     Ближе к 2 годам чётко показывает части тела. Использует фразу из двух слов: "мама, ди!" - "мама, иди!", "дай ляля" - "дай куклу". Словарный запас 20 - 40 слов.

     В 2 года ребенок, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), правильно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает «свистящие звуки («с», «з», «ц»), шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), а сонорные («р», «л») он обычно пропускает или заменяет.

     В 3 года словарный запас 250-700 слов, дети использует предложения из пяти-восьми слов, овладев множественным числом, существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы: «потому что», «если», «когда». Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. И что мне особо нравится, они читают стихи. Я всегда с большим удовольствием слушаю стихи в исполнении детей такого возраста. Хотя тут есть и некоторые нюансы. Если ребёнку не понравится врач, или ребёнок очень стеснительный, то он может не идти на контакт и не беседовать. Тут важен расспрос родителей, как разговаривает ребёнок.

     В возрасте 2 – 2,5 лет при маленьком словарном запасе, сложным является вопрос о назначении медикаментозного лечения. Нужно ли назначать лечение или у ребёнка индивидуальная особенность задержки речевого развития? Здесь важно оценить состояние ребёнка. У меня были случаи, когда осмотрев ребёнка с задержкой речевого развития, и пролечившись у ЛОР врача, он стал лучше говорить, а не говорил, потому что плохо слышал. И был случай обращения двухлетнего ребёнка с задержкой речевого развития, а у него оказался ранний детский аутизм. И поэтому, когда невролог назначает дополнительное обследование: ЭЭГ, консультацию сурдолога, психиатра, логопеда – их надо проводить.

    В любом случае задержки речевого развития необходимо:
1. Развивать мелкую моторику рук, пальчиковая гимнастика.
2. Вынуждать ребёнка на разговор, заставлять произносить слова.
3. Ребёнку играть с детьми, которые разговаривают (часто бывает так, что нахождение малыша с родителями, которые его понимают и пытаются всё сделать без слов ребёнка, приводит к отсутствию мотивации со стороны ребёнка к речи).
4. Занятия с логопедом.
5. Применение медикаментозных препаратов по назначению невролога или психиатра.

     Правильное формирование речи будет способствовать дальнейшему хорошему обучению в школе.

Другие статьи И.А. Воронова:

Нарушения сна у детей

Развитие детей до года

Гиперактивный ребёнок или синдром дефицита внимания (СДВГ)

Ревность ребенка

Заикание у детей

ИСТЕРИКИ У РЕБЁНКА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

К вопросу о левшизме

ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ И СЛОЖНЫЙ АУТИЗМ

ЭПИЛЕПСИЯ И ЛИЧНОСТИ

ТЕРАПИЯ ЭНУРЕЗА

ХОЛЕСТЕРИН – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Дата: 07.08.2012





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх