ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Здоровье>>Массаж>>Мамин массаж детям от 10 до 14 месяцев и когда ребенок нездоров. Часть 5

Мамин массаж детям от 10 до 14 месяцев и когда ребенок нездоров

В этом возрасте многие дети не только хорошо стоят, но уже начинают ходить. Значит, особое внимание нужно уделять согласованности действий всех мышц - координации. С переходом на прямохождение во много раз возрастает нагрузка на позвоночный столб. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота.

Поскольку для малыша теперь более естественно вертикальное положение, многие упражнения делаются сидя и стоя, но исходные положения чередуются, чтобы не перенапрягать мышцы ребенка. Кроме того, занимаясь, чаще говорите ребенку, какое именно движение вы делаете, например: «Вверх», «Вниз», «Сели», «Встали» и т. д. Так постепенно закрепится связь движения со словом и ребенок будет управлять своими действиями.

Комплекс № 5

1-Сгибание и разгибание рук с кольцами.
2-«Скользящие шаги».
3-Поворот со спины на живот в обе стороны.
4-Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
5-Массаж живота.
6-Наклоны туловища и выпрямление.
7-Массаж спины.
8-Поднимание выпрямленных ног.
9-Приседание, держась за кольца или палочку.
10-Присаживание с фиксацией колен из положения лежа.
11-Круговые движения руками.
12-Упражнения на мяче

 Техника выполнения

1-Сгибание и разгибание рук с кольцами (см. комплекс № 4,
упражнение 1).
2-«Скользящие шаги» (см. комплекс № 3, упражнение 3).
3-Поворот со спины на живот в обе стороны (см. комплекс № 2, упражнения 4, 11).
4-Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (см.
комплекс № 3, упражнение 10).
5-Массаж живота (см. комплекс № 1, упражнение 5).
6-Наклоны туловища и выпрямление.

 

Исходное положение - ребенок стоит на столе, спиной к взрослому. Ладонью левой руки придерживайте колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах. Ладонь правой руки положите на живот ребенка для поддержки туловища. Побуждайте его наклоняться за игрушками, не приседая. Для этого положите перед ребенком или два одинаковых предмета (колечки, погремушки - то, что удобно взять одной рукой), иди одну палочку. Сначала попросите его взять эти предметы двумя руками, потом точно так же положить (рис. а, б).

Это упражнение активное. Повторяется 2-3 раза. Работают мышцы спины.

Упражнение можно делать только тем детям, которые хорошо стоят самостоятельно.

7-Массаж спины (см. комплекс № 2, упражнение 5).

8-Поднятие выпрямленных ног

1) Упражнение пассивное. Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Мягко зафиксируйте коленные суставы ребенка так, чтобы большие пальцы были за задней поверхностью голеней, а остальные легли на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, и возвратите в исходное положение (рис. а). Упражнение повторяется 6-8 раз в медленном темпе. Работают мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава.

2) То же упражнение после 10 месяцев активное. Для этого понадобятся две палочки диаметром 2 см и длиной 40 см. Взрослый предлагает достать палочку, расположенную на высоте прямых ног ребенка, говоря при этом: «Подними ноги, достань палочку». Чтобы ребенок доставал палочку именно ногами, зафиксируйте его руки за головой с помощью другой палочки (рис. Б). Вначале выполнение, как правило, несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленных суставах, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к стопам ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем.

9-Приседание, держась за кольца или палочку.

Исходное положение - ребенок стоит лицом к взрослому. Дайте ему ухватиться за ваши руки, предложите присесть на корточки, не наклоняясь, а затем вновь встать на ноги. В дальнейшем ребенок будет выполнять это упражнение, держась за кольца, палочки, обруч и т. д.

Это упражнение можно делать только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок хорошо стоит без опоры и сам присаживается на корточки.

10-Присаживание с фиксацией колен из положения лежа
(см. комплекс № 4, упражнение 8).

11-Круговые движения руками.

Исходное положение - ребенок лежит на спине, ногами к взрослому, руки вдоль туловища. Это упражнение самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений плечевого сустава. Поэтому оно назначается после освоения более простых упражнений (скрещивание рук на груди, сгибание и разгибание рук и т. д.). Ребенок держится либо за ваши большие пальцы, либо за кольца. Руки ребенка при выполнении прямые. Движения в плечевом суставе: в стороны - вверх, вниз, в стороны - вверх, вниз. Упражнение выполняется 4-6 раз.

Помните: руки ребенка необходимо поднимать вверх, ориентируясь на ушные раковины, - не запрокидывать руки за уши! Упражнение пассивное. Темп медленный.

12-Упражнения на мяче

Приобретите надувной пляжный мяч большого размера. Для того чтобы у ребенка при выполнении упражнения не возникали отрицательные эмоции, мяч нужно предварительно подержать в теплом месте.

Положите ребенка животом на мяч и, придерживая малыша правой рукой в области спины, разведите его колени в стороны. Теперь покачивайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу (рис. а). Делайте это осторожно, чтобы ребенок не соскользнул с мяча. Выполнять упражнение нужно спустя полчаса после еды, в любое время дня или в конце занятия гимнастикой.

Положите малыша животом на мяч, его ноги должны быть слегка разведены (во время упражнения придерживайте его в области поясницы правой рукой). Затем, взяв руку ребенка, похлопайте раскрытой кистью по мячу. Покачайте ребенка на мяче в разные стороны. При движении вперед-назад следите, чтобы малыш опирался стопами о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться.

На следующем этапе положите ребенка на мяч спиной и, придерживая его в области груди, покачайте в разные стороны (рис. Б). Желательно положить мяч в детскую кроватку к ногам ребенка. Малыш будет с удовольствием толкать его ногами. Эти движения тренируют опорность стоп.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЗДОРОВ

Маме не стоит брать на себя роль врача или массажиста лечебной физкультуры, если ребенок болен и нуждается в специальных воздействиях. Но все же бывают случаи, когда при определенных отклонениях в состоянии здоровья вы сами можете помочь малышу, если сделаете акцент на определенных упражнениях, уже знакомых вам и приведенных в этой книге. Ослабленным детям (страдающим рахитом, гипотрофией, часто болеющим ОРЗ или находящимся в периоде адаптации к новым условиям) подбираются те же упражнения, что и здоровым, но эти упражнения выстроены «вне возраста», т. е. в своем определенном порядке.

Задачи этого комплекса — расслабить, успокоить ребенка, улучшить дыхательную функцию. Массаж делается с использованием всех приемов, но с учетом того, что у ребенка повышена чувствительность при рахите, а при гипотрофии он склонен к повышенному тонусу мышц.

Комплекс № 9

1.Массаж рук.
2.Массаж ног.
3.Сгибание и разгибание рук (или скрещивание рук на груди) (см. комплекс № 2, упражнение 10 (или 1)).
4.Сгибание и разгибание ног (см. комплекс № 3, упражнение 10).
5.Массаж живота (см. комплекс № 1, упражнение 5).
6.Поворот со спины на живот (см. комплекс № 2, упражнение 4).
7.Массаж спины (см. комплекс № 1, упражнение 4).
8.Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп (см.комплекс № 1, упражнение 6).
9.Круговые движения руками (см. комплекс № 5, упражнение 11).
10.«Скользящие шаги» (см. комплекс № 3, упражнение 3).
11.Поворот со спины на живот (см. комплекс № 2, упражнение 4).
12.Вибрационный массаж грудной клетки.

Если ребенок часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями с осложнениями, физкультура может прийти на помощь.

В данном случае ее задачами являются:
Улучшение функции дыхания (восстановление нормального ритма, глубины и частоты дыхания).
Уменьшение спазма (сужения) бронхов, стимуляция дыхательной функции бронхов.
Ускорение процесса рассасывания воспалительных очагов, предупреждение перехода болезни в хроническую форму.
Предотвращение возможной деформации грудной клетки. В первую очередь больному ребенку необходимо лечение положением, т. е. ему следует придавать такое положение, чтобы диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) опускалась. За счет увеличения объема грудной клетки облегчается дыхание. Данное положение достигается, когда верхняя половина тела (голова и туловище) приподнята примерно на 20°.
Кроме того, во время болезни необходимо часто менять положение тела ребенка, поворачивать его в кроватке, брать на руки, держать вертикально.

Для лучшего отхаркивания нужно придавать малышу «дренажное» положение (когда голова и грудь ниже туловища и ног) на 2-5 мин по 3-4 раза в день.

«Дренажное» положение сочетают с массажем грудной клетки.

Как правило, это легкое поколачивание и вибрационный массаж.

При повышении температуры тела состояние ребенка облегчит поглаживающий массаж (простой или с подогретым маслом оливковым, пихтовым, эвкалиптовым, подсолнечным, маслом с алоэ). Можно выполнять поглаживание под одеялом, если у малыша нет отрицательной реакции. После такого гипотермического (снижающего температуру тела) массажа ребенка следует обернуть махровым полотенцем, накрыть одеялом и дать ему теплое питье.

После снижения температуры рекомендуется выполнять комплекс № 9.

При пупочной грыже (если диагноз поставлен врачом) также необходимы занятия с ребенком физкультурой. Специальные задачи занятий:

Необходимо укрепление всей мускулатуры, поэтому возрастные упражнения для рук, ног, спины не противопоказаны.

Если у ребенка повышена возбудимость (что не редкость в современных условиях), необходим общий поглаживающий массаж.

Особое внимание обратите на массаж спины во время положения на животе (для укрепления мышечного корсета позвоночника).

Проводится лечение положением. Ребенка на 1—3 мин укладывают на живот перед каждым кормлением. При пупочной грыже малыша необходимо как можно чаще укладывать на живот.

Массаж живота этому ребенку делают так же, как и здоровому ребенку, т. е. выполняются все приемы, но вначале нужно легким поглаживанием как бы утопить грыжу (но не вправлять ее насильно!), а затем массировать живот одной рукой, мягко поддерживая грыжу другой.

Для укрепления пупочного кольца можно делать легкие поступательные (точечные) движения вокруг пупка.

Специальные упражнения:

1.«Парение» в положении на спине (см. комплекс № 1, упражнение 12).

2.Укладывание на живот (см. комплекс № 1, упражнение 3).

3.«Парение» в положении на животе (см. комплекс № 1, упражнение 6).

4.Положение на весу на боку. Исходное положение — ребенок лежит на руках у взрослого на боку на весу. При этом голову, туловище и ноги ребенка удерживайте горизонтально.

5.Попытка к присаживанию из положения лежа на спине. Зафиксировав ноги ребенка и захватив его руки так, как это показано на рисунке 11, слегка приподнимите голову и плечевой пояс ребенка. Если мышцы очень слабы и упражнение не получается, попытайтесь положить его на подушку так, чтобы верхняя половина туловища была выше плоскости стола на 45°.

6.Хватание игрушки из положения на животе попеременно и двумя руками сразу. Положите малыша на живот и побуждайте его, приподнявшись, взять игрушку поочередно каждой рукой или обеими руками сразу. Ноги ребенка зафиксируйте.

7.Рефлекторное разгибание головы и спины назад в положении на весу. Выполняется так же, как и упражнение «Положение пловца». Для усложнения можно уложить малыша на край стола, зафиксировать его ноги на столе, а голову и грудь оставить без опоры. Стимулируя малыша словом или игрушкой, побуждайте его разогнуться (рис. 7).

8.То же самое, только ребенок лежит на столе на спине, а голова на весу. Побуждайте малыша приподняться.

Упражнение активное, и если ребенку оно не нравится, лучше не настаивать.

9.Поднимание ног до горизонтального положения. Ребенок лежит на столе на спине. Нужно уложить его так, чтобы ноги и часть ягодиц были на весу. Придерживая за туловище, добивайтесь, чтобы малыш поднял ноги до горизонтального положения.

10.Поднимание выпрямленных ног до гимнастической палки.

11.Наклоны туловища и выпрямление.

Примечание. Если у малыша грыжа сильно выражена и не вправляется, лучше всего, после того как сделан массаж живота, положить на грыжу сложенный бинт, предварительно сняв упаковочную бумагу, и прибинтовать эту «шину» эластичным бинтом. После гимнастики это приспособление с туловища снимается. Не забывайте о лечебном плавании. Если у ребенка пупочная грыжа, сделайте все возможное, чтобы посещать бассейн (разумеется, с разрешения врача).

Публикуется с любезного согласия авторов:  Голубева Лидия Георгиевна и Прилепина Ирина Антоновна

Другие статьи руководства по Маминому массажу здесь:

1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
2. Роль маминого массажа в жизни самой матери
3. Мамин массаж детям от 1,5 до 3 месяцев и от 3 до 4 месяцев
4. Мамин массаж малышам от 4 до 6 месяцев и от 6 до 10 месяцев.

5. Мамин массаж малышам от 10 до 14 месяцев и если ребенок не здоров.

6. Как готовиться к занятиям массажем и диагностические тесты.

7. Музыка и массаж, закаливание и массаж, противопоказания.

8. Как проверить эффективность занятий.

 

Дата: 17.05.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх