ЭЛЕКТРОНИКА




НАША ЖИЗНЬ




ЗДОРОВЬЕ




ДЛЯ ДУШИ





fgi



Наша жизнь>>Политика>>Национальная идентичность России в сфере образования

Национальная идентичность России в сфере образования
История обеспечения безопасности в России эволюционировала на протяжении всей истории существования нашего государства и изначально в царский период рассматривалась как безопасность государя – главы страны, который был воплощением всей полноты власти, гарантом целостности её территории, а также благополучия граждан. Впоследствии, - в советский период безопасность размаривалась, как безопасность института государства, что подразумевало примат его интересов над интересами отдельной личности и общества в целом. В современной России безопасность рассматривается в более широком смысле, а именно как национальная безопасность, при этом интересы отдельных граждан, социальных групп, общества и государства являются одинаково важными с точки зрения их защиты от внутренних и внешних угроз. Одной из важнейших сфер (во многих случаях ключевой сферой социальной жизни) требующей защиты является духовная сфера современного российского общества, и таким образом, одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности России можно определить обеспечение духовной безопасности, и как следствие безопасности в таких сферах общественной жизни как образование, наука, культура, религия.
Составляющими духовной безопасности являются – национальное самосознание, общепринятые традиции социального устройства, морально-психологическое единство российской нации, выражающееся в поддержке внутренней и внешней политики Российского государства. При этом под российской нацией следует понимать: добровольный союз народов традиционно живущих в России, объединённых русским народом на основе суверенной государственности общностью русского языка, территории, экономических отношений и существующим конституционным строем.
В этой связи можно выделить основную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества, представляющую угрозу основам духовной жизни в современной России – это культивирование ложных (чуждых менталитету российской нации) ценностей, определение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.
Существенную роль в формировании духовного пространства играют институты российского образования, а также искусство как таковое и массовое искусство, в частности. При этом необходимо отметить, что сведение искусства к примитивному развлечению плоти и в какой-то степени ума, лишение Человека возможности интеллектуально трудиться, нравственно сопереживать, словом духовно развиваться – одно из проявлений деградации общества.
Таким образом, являясь важнейшим фактором формирования духовности в современном социуме, образование является  одним из основных объектов обеспечения национальной, а именно духовной безопасности современного российского общества. Это обусловлено главным образом тем обстоятельством, что наряду с такими составляющими духовности, как нравственность (этика) и миросозерцание (эстетика), существует и третья – знания (интеллект). Знания без нравственности – это грозное оружие уничтожения. В этом контексте одним из важнейших направлений и как следствие дисциплин, требующих более глубокого изучения не только в высших учебных заведениях, но и на всех уровнях образовательного процесса, можно назвать философию, которая способна логически связывать все отрасли современного знания. Человек должен уметь мыслить глобально, высокими нравственными категориями вне зависимости от отношения к религии, какой-либо идеологии или научной идеи, и при этом быть готовым действовать локально и прагматично. Человек должен ощущать себя частью мирового социума, способной влиять на развитие человеческого общества и при этом чувствовать свою личную ответственность за происходящее вокруг.
К сожалению, приходится констатировать, что в современной России система образования претерпела значительную деформацию. Деструктивные процессы в данной сфере очевидны. Они выражаются в навязывании российским гражданам чуждых национальной ментальности стереотипов мышления и поведения, внедрении иностранных методов преподавания и контроля полученных знаний под видом информатизации и технологизации учебного процесса, которые, конечно же, необходимо проводить, однако, только при условии полного понимания необходимости сохранения главного звена системы образования – преподавателя (профессионала, способного творчески передать обучающимся свои знания). Существующий и активно пропагандируемый – единый государственный экзамен (ЕГЭ) лишён всякой творческой основы и предполагает механическое восприятие материала, эксплуатацию физического и психического здоровья человека.
С помощью ЕГЭ нельзя оценить истинные способности обучаемого. Скорее можно проверить его память, при этом жестоко эксплуатируя его психофизиологические потенциалы, по сути, проверяя не знания, полученные в процессе обучения, а способность индивида реагировать на стрессовую ситуацию в определённых заданных кем-то условиях. Но это уже иная степень контроля. Подобные эксперименты можно проводить только среди людей с очень хорошей, сильной, устоявшейся психикой. Автор полагает, что таковых среди учащихся очень незначительное количество. Механицизм в образовании приведёт к резкому сокращению людей с творческим самостоятельным мышлением. А именно за людьми (специалистами во всех: технических и гуманитарных областях жизнедеятельности общества), способными нестандартно и творчески мыслить – будущее. Мы можем в новом веке стать не только технологически, как это уже происходит на наших глазах, но и духовно (интеллектуально, этически, эстетически) - протекторатом других стран. Эти деструктивные процессы (кроме техники и технологий) также стремительно развиваются в области массовой культуры: гегемония вестернизированной массовой культуры – угроза сегодняшнего дня. При этом россиян знакомят не с шедеврами западного искусства и этому противостоят как люди «советского» склада мышления, так и адекватно мыслящая патриотическая молодёжь.
В данном контексте следует отметить, что, как и в СССР, в новой России существуют два вида искусства – официальное, пропагандируемое большинством СМИ, поддерживаемое чиновниками из госаппарата, курирующими образование, культуру и науку, и неофициальное, отражающее истинные пристрастия значительной части общества в различных областях искусства. Миллионы людей, имеющих свои культурные приоритеты, отвергают предлагаемую СМИ псевдодуховную «жвачку», и поэтому вычеркнуты из полноценного социального взаимодействия. Коммерциализация не только массового, но и классического искусства стало одной из существенных проблем духовного развития российской нации. Такая же проблема актуальна и для российского образования. На сегодняшний день мы можем констатировать факт ужасающей по своим масштабам коммерциализации отношений в данной сфере общественных отношений. Ещё одной значительной проблемой современного российского образования является – творческая оторванность от науки в целом и педагогической науки, в частности.
К сожалению, приходится констатировать, что в современной России целенаправленно или спонтанно, но фактически уже создаётся новая духовная оппозиция, в которую входят: молодёжь, не принимающая коммерческий лжеандеграунд; объединения учёных, писателей, поэтов, художников, спортсменов, осуществляющих свою деятельность параллельно с признанными государством так называемыми «профессиональными» организациями, а также все те люди, которые уже не могут даже физически воспринимать однообразные передачи с глупыми шутками, примитивные фильмы, создаваемые по западному образцу и прочий массмедийный псевдокультурный попкорн, навязываемый, в том числе и через курируемые государством средства массовой информации. Обществу предлагаются в ситуации провозглашённого идеологического многообразия чуждые российской нации деструктивные идеологемы.
Появлению и процветанию в обществе деструктивных идей и даже идеологий способствует появление и развитие деструктивной духовности, представляющей собой особую субстанцию человеческого бытия, относящуюся к сфере нравственно-интеллектуальной, эстетической деятельности, характеризующуюся формированием отдельной личностью и обществом в целом деструктивной системы ценностей, основанной на культе насилия и лжи, сопровождающегося причинением вреда окружающему миру, в целях излечения личной материальной и (или) моральной выгоды.
Деструктивная духовность является реальной опасностью для национальной безопасности России. Только духовная нищета может подвигнуть госчиновника предложить в качестве основного решения демографической проблемы и трудовых ресурсов увеличить свободный доступ в страну ещё большего количества мигрантов, предоставляя им широкие права наравне с гражданами России. Во многом это уже результат вхождения во власть лиц, получивших образование в новых социально-политических, экономических условиях, впитавших, так называемые «западные ценности», идеи «золотого миллиарда» особых жителей мирового социума.
Деструктивная духовность способствует формированию новой системы деструктивных духовных ценностей, формулированию негативных идей и определению таких целей, как, например,- построение в России гражданского общества и его институтов. При ложном понимании этой задачи, гражданином считается как человек с рождения живущий в своей стране, исполняющий все гражданские обязанности, так и тот, кто имеет не одно гражданство, осуществляющий в России не всегда законную деятельность, осуществляющий вывод материальных средств и природных ресурсов на свою историческую родину, в страну, истинным гражданином которой он и является. В таком «гражданском обществе» не может быть справедливости, и значит такое общество обречено на деградацию и гибель.
Именно поэтому при получении гражданства в Соединённых Штатах Америки от будущего гражданина требуют в прямом смысле отречься от своей настоящей родины. В частности, письменная клятва на верность США включает в себя следующее обязательство: «абсолютно и полностью отрекаюсь и отказываюсь от всякой преданности и верности любому иностранному монарху, властителю и государству или суверенной власти, чьим подданным и гражданином я был доселе»[1].  Наши стратегические конкуренты прекрасно понимают важность духовной (в значительной степени идеологической) составляющей обеспечения национальной безопасности.
В этой связи также необходимо отметить, что российское общество как и вся Человеческая цивилизация подошло в своём развитии к той критической  духовной черте, преодолеть которую можно лишь строго регулируя и защищая с точки зрения морали и права духовную жизнь каждого человека и общества в целом. Исследователи справедливо отмечают, что: «Наше общество остро нуждается в духовном лечении»[2].
Проблемы обеспечения духовной безопасности, в том числе в сфере российского образования, являются одними из актуальнейших для современной России. В этом контексте также следует обратить внимание на  то, что область обеспечения духовной безопасности – это область защиты от деструктивного влияния общественного сознания. Поэтому изучение воздействия на психику человека, его сознание, лечение с помощью применения сверхспособностей человеческого организма, словом всё, что касается духовного здоровья нации,- должны осуществлять высоконравственные люди, чьи устремления связаны не с желанием получения материальной наживы, а стремлением постижения истины. Не вызывает также сомнений и то, что их деятельность должна находиться под строгим контролем государства. В настоящее время назрела жизненная необходимость разработки и принятия законодательных актов, регламентирующих защиту духовной сферы современной России, более широкого участия в контроле за процессами, происходящими, в том числе, в российском образовании, институтов гражданского общества.
В современной России должна быть создана система обеспечения духовной безопасности, которая выполняла бы на общественном уровне функции подобные по значению и необходимости функцию иммунитета в человеческом организме: невосприимчивость по отношению к возбудителям болезней и определённым ядам[3]. Применительно к социуму – невосприимчивость к духовным болезням и деструктивной ментальности.
Также можно отметить, что, обеспечивая безопасность в различных сферах общественной жизни, опасно переоценивать роль в этом процессе систему глобальной автоматизации, которая свела бы к минимуму влияние человеческого фактора. Стивен Хокинг (выдающийся физик нашей современности) справедливо считает, что «генная инженерия и компьютеры – это два достижения, которые … изменят наш будущий образ жизни»[4]. Машины, обладающие интеллектом, способные к самостоятельному развитию – самосовершенствованию (самообразованию), станут, в конце концов, стремиться к обеспечению своей (машинной) безопасности, а не безопасности человека. В этой связи можно предположить, что конец Света, ожидаемый на протяжении всего существования христианской цивилизации, Армагеддон – это нечто иное, как процесс установления власти нравственно-интеллектуальной (точнее безнравственной) ценностной системы нелюдей или машин, который может сопровождаться и природными катаклизмами. Человеческая система направлена на самоорганизацию, развитие личности. Система нелюдей будет стремиться на культивирование зла и разрушение, в том числе и самой себя, дезорганизуясь даже при наличии цели – достижения мирового господства.
Система машин может непредсказуемо развиваться в различных направлениях, но вполне очевидно, что все её действия будут направлены на сохранение состояния - доминирования машин, их свободы от влияния человека, с которым по этой причине машины будут вести войну с целью тотального уничтожения людей. Противостоять им сможет только духовно развивающееся образованное общество. Но является ли современный мировой социум таковым? Кого готовит наша система образования? Специалистов? Да! Но патриотов ли своей родины? Нет!
Однако образование не может не включать в себя элементы духовного развития обучающегося. Это не взаимно исключающие, а всемерно дополняющие друг друга направления образовательного процесса на всех его уровнях. Думаю, что духовная основа образования вполне очевидна. Высшее образование должны получать только высоконравственные люди.
В своё время в своей неоднозначной по смыслу работе «Утопия» Томас Мор достаточно точно определил состояние страны, обрёкшей себя на поклонение «маммоне», следованию ложным духовным целям: «где мерят всё на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел»[5]. Безнравственные, лишенные смыслополагания  отношения в любой сфере общественной жизни, отсутствие объединяющей мысли, идеи, в конечном итоге, ведут к духовному разложению общества, потере нацией своей идентичности, и как следствие уничтожению  самостоятельной государственности.
Всё вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы: основным в сфере обеспечения духовной безопасности является защита нравственных (этических), смыслополагающих (интеллектуальных) и миросозерцающих (эстетических) основ, а это область - общественного сознания, формирующегося в значительной степени в процессе образования, которое получают граждане России. Поэтому главная задача при обеспечении национальной безопасности – это обеспечить безопасность индивидуального, группового и массового сознания. Таким образом, можно определить два направления обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества:
1. Создание условий для сохранения культурного наследия и творческого развития нации; организация защиты от внутренних и внешних угроз нравственных, эстетических основ жизни социума – через конструктивное развитие национальных культур, искусства, в том числе и массовой культуры (кино, рок-музыка, нетрадиционные ремёсла) и системы массовой информации.
2. Создание условий для сохранения и развития, а также защиты от внутренних и внешних угроз интеллектуальных основ жизни социума – через конструктивное развитие образования и науки.
В целях обеспечения духовной безопасности России на федеральном и региональном уровнях должна быть сформирована целостная система, включающая в себя:
- подразделения специальных служб, организующих реализацию комплекса мер по защите общественного сознания от деструктивного воздействия с применением средств и методов информационно-психологической войны;
- научные учреждения, исследующие вопросы формирования, развития и защиты общественного сознания в соответствии с требованиями государственного оборонного заказа;
- патриотически ориентированные средства массовой информации, культурно-национальные организации, объединения творческой молодёжи, в том числе неформальные, поддерживаемые в своей деятельности государственными органами;
- институты гражданского общества, осуществляющие независимый, постоянный, комплексный контроль за процессами, происходящими в системе современного российского образования и науке.
Комплекс мер по организации системы обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества должен включать в себя:  
- использование всех возможностей средств массовой информации для позитивного воздействия на сознание граждан России (телевизионные каналы – следует законодательно обязать квотировать эфир с учётом преимущества национальных образовательных передач и патриотически ориентированных  фильмов, а также осуществлять ретроспективные показы классики мирового  кинематографа; организовать показ по телевидению и передачу в эфире радиостанций  обучающих программ для детей и юношества, а также музыкальных, театральных, танцевальных и т.д. фестивалей с участием патриотически ориентированных групп и исполнителей);
- организовать во всех регионах России культурные национальные центры, проводить творческие конкурсы среди непрофессиональных деятелей искусства и науки, осуществлять выпуск журналов, отражающих поэтические, музыкальные, научные интересы граждан, отдавая приоритет изучению и поддержанию культур народов, традиционно проживающих в том или ином субъекте Российской Федерации, а также русской словесности (русского языка как средства межнационального общения и объединения, основы коммуникации на  бытовом, научно-техническом и международном уровнях);
- осуществить на федеральном уровне разработку программы по изучению проблем, связанных с реформированием всех уровней российского образования, привлекая к этой деятельности государственные научные организации, независимые научные и общественные формальные и неформальные объединения посредством проведения совместных конференций, семинаров, круглых столов, обсуждения данной проблематики в средствах массовой информации под контролем институтов гражданского общества;
- разработать и вынести на обсуждение специалистов в области социальной философии, нейрофизиологии, психологии, религиоведения законопроекты по обеспечению защиты общественного сознания в Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.
В заключении, важно отметить, что деятельность потенциальных противников России по её территориальному разделению носит во многих случаях вполне конкретный и открытый характер.
В современных геополитических условиях основная подрывная работа сосредоточена на формировании в нашем обществе духовности, основанной на чуждых российской национальной ментальности идеалах и ценностях, а также создании вокруг нашего государства пояса деструктивной духовности в странах ближнего зарубежья, попавших под иностранное экономическое, политическое и, конечно же, идеологическое влияние. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что современный российский социум пока ещё обладает тем интеллектуально-нравственным, эстетическим (духовным) потенциалом, который позволяет России быть сильным геополитическим партнёром и соперником в современном сложном и постоянно меняющемся мире. Однако деструктивные процессы в духовной сфере российского общества вообще и в сфере образования, в частности,  способны привести к необратимым негативным последствиям для существования нашей страны как единого суверенного государства.

[1] Цит. по  www. kp. Ru, 15 ноября 2006 г.

[2]  Руденко Б. Исчезающая Россия. Заметки со Всероссийской конференции по демографии. «Наука и жизнь».  Ежемесячный научно-популярный журнал.    № 1, 2007. С 43.

[3]  Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., изд. «Русский язык», 1987.   С.  188.

[4]   Хокинг  С. Чёрные дыры и молодые вселенные. СПб., «Амфора», 2006. С. 38.

[5]  Мор Т. «Утопия». Утопический Роман 16-17 в.в. М.: Изд. «Худ. лит.», 1971. С. 73.

Другие статьи и стихи автора, Александра Тонконогов-Руский:

Публичное общественное порицание как вид уголовного и административного наказания

Война сознаний

Война как социальная аномалия

Национальная идентичность России в сфере образования

Философия социального управления как научная дисциплина

ХАОС (ТАЙНЫЕ СЕТИ) ПОЭМА

Александр Тонконогов-Руский. Стихи.

Александр Тонконогов-Руский. Стихи.

 

Дата: 07.04.2013





ВАШИ ФОТОГРАФИИ




50 СТРОК




ЭТО ИНТЕРЕСНО





ПОГОДА







Вверх